Открыть меню

Пособие для родителей детей с нарушением внимания

Пособие для родителей детей с нарушением внимания. Консультация детского психолога в СаратовеПособие разработано детским психологом нашего Центра с целью оказания помощи родителям при самостоятельной работе с детьми. Является эффективным дополнением к консультациям детского психолога.

Содержание:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку.
  2. Изменение микроклимата в семье.
  3. Организация режима дня и места для занятий
  4. Специальная поведенческая программа.
  5. Средства убеждения «через тело».

Если у вашего ребёнка нарушено внимание, родителям важно знать и помнить

Введение

Нарушения внимания часто связаны не с особенностями Вашего «правильного» или «неправильного» воспитания, а с врожденными особенностями и формированием нервной системы ребенка. Родители «добавляют» свою часть, чаще всего не учитывая этих особенностей. В свою очередь, родителям трудно их учитывать без специальных знаний.

Закладываются такие нарушения во внутриутробном развитии, чаще всего в 1 триместре беременности. На первом месте среди десятка причин такой закладки выделяется плохая экология.

На мировом уровне разрабатывается эта проблема с 50х годов прошлого столетия. Наши ученые занимаются этими исследованиями с 90х. К рубежу веков уже были накоплены наблюдения и рекомендации в помощь тем, кто помогает адаптировать ребенка с особенностями внимания к требованиям социума.

Количество в популяции детей с нарушениями внимания постоянно растет (видимо, экология лучше не становится). При этом, социум, включая педагогов, не готов учитывать особенности этих детей, тем более подстраиваться под такие изменения. Поэтому единственные, кто способен оказать этим детям помощь – их собственные родители, т.е. Вы.

Попробую сформулировать научные и свои наблюдения за такими детьми и выделить некоторые рекомендации в помощь этому процессу.

Показателем того, что во внутриутробном развитии что-то было «не так» (дискомфортно) для нервной системы  ребенка, являются различные диагнозы, которые ставят врачи – неврологи или неонатологи.

Помните, что даже если как таковых «вредностей беременности», наблюдавшие вас доктора не замечали, и Вы чувствовали себя прекрасно, нарушения нервной системы ребенка все же могут быть, если диагноз врачом поставлен после родов ребенку. Не стремитесь успокоить себя вслед за малограмотными людьми, что, дескать, сейчас всем неврологию ставят – врачи перестраховываются.

Может быть и так. Но в данном случае лучше перестраховаться, чем наоборот. Ибо, в возрасте до года применение усиленных курсов массажей или других физиопроцедур бывает достаточно, чтобы скорректировать то, что в более позднем возрасте вы будете вынуждены лечить долго и с применением лекарств, обладающих массой побочных эффектов.

К неявным нарушениям нервной системы могут относиться такие проявления организма ребенка как: аллергии, частые нарушения желудочно-кишечного тракта, ацетонемические кризы, сниженный иммунитет, частые простуды и ОРВИ, плохой сон (в том числе отсутствие дневного сна), трудное укладывание и засыпание ребенка несмотря на явную усталость, плаксивость и раздражительность или агрессивность, либо явное усиление любого «неадекватного» поведения, капризов ко второй половине дня, к вечеру, излишняя заторможенность ребенка, отставание в физическом развитии.

Нарушения поведения и внимания могут быть по гиперактивному типу (много и хаотично, либо непрерывно двигается), либо тормозимому (заторможен, отстает в физическом развитии).

Поведение ребенка гиперактивного типа не является активностью, а только так выглядит. Истинные причины его хаотичного поведения – перевозбуждение нервной системы, а значит, ее высокая утомляемость.

Поведение ребенка тормозимого типа с нарушениями нервной системы не должно быть гордостью мам и бабушек («ой, как его посадили, так он сидит или лежит часами без движения, такой послушный»). Надо обследовать ребенка и корректировать его физическое развитие. Ибо, норма для детей раннего возраста – большая двигательная активность.

Проявления у одного и того же ребенка могут быть какую-то часть дня по гиперактивному типу, а какую-то – по тормозимому одновременно.

Все вышеперечисленные особенности поведения ребёнка могут быть проявлены по одному или все вместе, а также увеличиваться их количество с возрастом малыша (был один признак нарушения нервной системы, к нему добавились еще 2-3 и более). Может увеличиваться проявление одного, двух признаков по силе проявления (раньше прыгал и бегал хаотично только к вечеру, теперь так ведет себя весь день).

Кроме врачей-неврологов можно обращаться к грамотным терапевтам с просьбой направить на специальные обследования нервной системы. Тогда всем станет ясно, нарушение ли это центральной нервной системы или нет.

Именно нарушения центральной нервной системы в будущем (в детском саду или школе) грозят ребенку проблемами с вниманием, а вам - сложностями с жалобами на ребенка педагогов и других родителей. Такие же проявления между тем могут быть и не связаны с нарушениями центральной нервной системы, а являться локальными (временными) или возрастными.

Поэтому здесь важны диагностические процедуры нервной системы. Норма и патология для детей этого возраста очень неустойчива и разбросана. Определить эту норму могут только очень грамотные врачи или узкие специалисты при опоре на специальные исследования.

По моим наблюдениям, если диагноз невролог не поставил, даже после специальных обследований, вышеперечисленные особенности поведения возникают у детей от двух до семи лет. Тогда используют обобщающий термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это означает отсутствие заболевания, устойчивых симптомов, но временное нарушение функций нервной системы, с последующим восстановлением.

Хорошая новость заключается в том, что иногда такая симптоматика навсегда исчезает сама по себе, не оставив какого-либо следа. Специалисты считают, что хвалу здесь надо петь высокой адаптивности человеческого организма к вредным воздействиям окружающей среды. Но не только.

Есть еще один очень важный фактор, сильно влияющий на «выздоровление» от дисфункции или ее усиление. Это безусловная любовь мамы в первую очередь (ибо до 3-5 лет это чрезвычайно важный человек для любого ребенка) и всей семьи к ребенку и друг другу. Если в этих сферах что-то нарушено, важно немедленно обратиться к психологу, чтобы не запускать на усиление механизмы минимальной мозговой дисфункции. В этом случае они работают как громоотвод от проблем семьи и способны закрепляться на всю оставшуюся жизнь в виде неврозов, вегето-сосудистой дистонии, психосоматических заболеваний и т.д.

Таким образом, диагностика и коррекция особенностей внимания у детей осуществляется комплексно: врачами разных профилей в первую очередь и психологом или нейропсихологом одновременно.

Практические рекомендации родителям ребёнка с  нарушениями внимания

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку
Изменение микроклимата в семье
Организация режима дня и места для занятий
Специальная поведенческая программа
Cредства убеждения «через тело»

Успех будет сопутствовать вам при соблюдении этой инструкции, если у вас есть уверенность в собственных силах, вера в своего ребёнка, а также доброжелательном контакте с окружающими. Иногда для этого необходимо заручиться группой поддержки в лице специалистов, родственников и друзей или повышать уверенность в специальных группах психологической помощи.

Психолог Е. А. Кибкало

Вы искренне хотите разобраться в хитросплетениях детской психологии?! Я с удовольствием помогу вам сделать это. Звоните!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Центр психологической помощи "Радость Жизни" · Копирование и републикация материалов сайта только с бэклинком (обратная ссылка)
Политика конфиденциальности

Записаться на консультацию

Как к вам обращаться *

На какой номер позвонить *

Удобное для вас время приёма *

Причина обращения *

×


Оставьте ваш отзыв


* - обязательное поле

* Как к вам обращаться

* E-mail для ответа

* Ваш отзыв

* Извините, защиты от спама. Впишите в поле слово - Да:

×
Тренинг "Работа с агрессией"

ведущий: Анатолий Корсаков — преподаватель Института психотерапии и клинической психологии (Москва), телесноориентированный психотерапевт, участник международной программы по биосинтезу.

запись по телефону: 

+7 917 201-11-04 (Василий Родин)

×
Новостная рассылка сайта "Радость Жизни"

Получайте и читайте новости в числе первых

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

 

×