Открыть меню

Помогаем ребенку развивать любознательность

"Как едят кузнечики и не болит ли у них живот от зелёных листочков?", "Где пауки берут нитки, чтобы делать паутину?", "Почему коровы едят траву, а получается молоко?" и ещё целый миллион Бог весть каких вопросов ежедневно возникает у наших сыновей и дочек.

В детстве малыш познаёт мир с радостью и наслаждением, но сохранит ли он эту способность в будущем - зависит от нас, родителей. Для этого не обязательно быть дипломированным педагогом или нанимать дорогостоящую гувернантку. Достаточно лишь поддерживать детскую любознательность. Как это сделать, вам подскажут наши советы.

1. Выслушивайте вопросы детей

Четырёхлетний Антоша, впервые увидев в лесу дятла, удивлённо спрашивает:
- Мама, зачем птичка стучит носом по дереву?
- Не носом, а клювом, - машинально поправляет мать, пытаясь усадить в коляску Антошкину сестрёнку. - Дятел ищет себе еду - червячков, жучков.
Мальчик ходит вокруг дерева, стараясь повнимательней разглядеть эту диковинку. Наконец, у него появляется следующий вопрос:
- А как же он будет их кушать, если у него нет зубов?
- Не знаю, - раздражённо бросает мама, продолжая "воевать" с непослушной дочкой, - и вообще, не задавай глупых вопросов!

Любопытство является такой же неотъемлемой чертой детства, как и пристрастие к мороженому. Но вечно спешащие взрослые, к сожалению, редко вникают в суть детских "как" и "почему", частенько отмахиваясь от них или подсовывая малышу первый попавшийся ответ, вместо того, чтобы сказать: "Я не знаю, но это очень просто выяснить. Давай подумаем об этом вместе".

2. Рассказывая, не констатируйте факты

Как-то летним утром трёхлетняя Анюта увидела на небе луну и возмутилась:
- Она что, заблудилась?! Когда день, должно быть солнце, а луна - ночью!
И на все объяснения матери ребёнок едва не со слезами на глазах доказывал, что воспитательница в садике говорила: если светло, значит, день, и должно быть солнце; луна же - ночная гостья и появляется на небе только в тёмное время суток.

"Воспитательница сказала" - не правда ли, для нас, взрослых, смешной аргумент? Ребёнок же, не наученный мыслить абстрактно, воспринимает мир как набор фактов, отобранных и преподнесённых ему в готовом виде взрослыми - родителями, учителями, умными тётями и дядями "из телевизора".

Чтобы избежать такого догматического восприятия окружающей нас жизни и не посеять в детской голове путаницу, постарайтесь не давать ребёнку готовые ответы, даже если они у вас и есть. Когда ваш сын или дочь спрашивают, например: "Где живут пчёлы?" - предложите: "Давай понаблюдаем за пчёлкой, может, мы увидим, где её домик".

3. Давайте детям время на обдумывание

Гуляя с Витенькой по зоопарку, мама замечает пеликанов:
- Смотри, сыночек, какие птицы! Помнишь, мы о них читали в "Азбуке". Как они называются?
Ребёнок, поглощённый великолепным зрелищем, молчит.
- Ну, вспомнил? - торопит мать.
- Голубь? - полувопросительно говорит малыш.
- Какой голубь! - возмущается женщина. - Ну и бестолочь! Где ты видел голубей с такими клювами! Они же туда рыбу наловленную складывают! Ну, вспомнил? - дёргает сына за руку.
Ребёнок, глядя на мать, как затравленный зверёк, полушёпотом отвечает:
- Птичка-рыбак?
- Это надо же такую глупость придумать! Рыбак! - в избытке чувств мать разводит руками, призывая в свидетели окружающих.
- Я не хочу про эту птицу думать! - заплакал Витя. - Она плохая.

Любому понятно, что несчастный пеликан ни в чём не виноват, а подобной оценки заслуживает мама мальчика. Мы, взрослые, любим получать немедленные ответы на наши вопросы и порой не оставляем ребёнку времени на обдумывание. В результате вместо полезной дискуссии получается игра в "угадалки": малыш думает уже не над сутью проблемы, а лихорадочно ищет ответ, который позволит ему избежать вашего недовольства.

В процессе размышления (а дети чаще всего думают вслух) ребёнок частенько допускает ошибки. Но надо ли каждый раз их поправлять? Постоянная критика, особенно высказанная в форме насмешки или грубого окрика, отупляет, тормозит, а то и просто обижает ребёнка.

Кстати, родители склонны замечать и акцентировать внимание детей именно на их промахах, успехи же чаще всего воспринимаются как должное, и, наверное, поэтому редко удостаиваются похвалы. Но если всё-таки без критики не обойтись, попытайтесь преподнести её в качестве конструктивного предложения. Например: "Попробуй поразмышлять в другом направлении".

4. Следите за своей речью

Трёхлетний Андрюша увидел высоко в небе самолёт и удивлённо спрашивает у папы:
- А почему птичка так гудит?
- Это самолёт, - объясняет отец.
- Но почему он летает? - не унимается малыш.
- Подумай сам, - советует взрослый.
- А-а, знаю, у него тоже есть крылышки, - радостно восклицает мальчик.
- Молодец.
- И пропеллер на носу, я видел по телевизору, - продолжает размышлять Андрей.
- Умница, - умиляется папа.
Ребёнок, придя домой, радостно рассказывает бабушке:
- Самолёт, хоть и не птичка, но летает, потому что у него крылышки и пропеллер.
- Нет, внучек, не только поэтому.
- А папа сказал, что поэтому, - настаивает ребёнок.
- Подумай ещё немножко, и догадаешься, - предлагает бабушка.
- Не буду я больше думать, ведь папа сказал, что я молодец, значит, я всё придумал правильно.

Если вы вовлекли ребёнка в дискуссию, постарайтесь довести её до конца. Похвала же, которая звучит после каждого слова, воспринимается вашим сыном или дочерью как сигнал к тому, что решение проблемы уже найдено и думать дальше незачем. Вместо слов "молодец" и "правильно" лучше задавать наводящие вопросы и подбрасывать новые идеи.

Пытайтесь избегать слова "почему". Ведь чаще всего "разбор полётов" начинается именно с него. Например: "Почему ты не выучил уроки?" - и подсознательно ассоциируется с оценкой поведения. Лучше строить фразы с использованием слов "как", "когда".

Следите также за речью ребёнка. Если на ваш вопрос: "Кто сделал песок таким горячим?" - ребёнок отвечает вопросительно: "Солнце?" - значит, он уже не обсуждает проблему. Он нащупывает правильный ответ, пытаясь по вашей реакции определить, угадал или нет.

5. Изучайте окружающий мир вместе

Настенька засунула в розетку гвоздь. Удар тока, слава Богу, не причинил ей существенного вреда. Шлёпнувшись на пол от неожиданности и испуга, девчушка громко зарыдала. На плач прибежала из кухни мама и, увидев торчащий гвоздь, вместо нравоучения об опасности электричества, спокойно потребовала:
- Теперь вытаскивай.
Настя отошла ещё на пару шагов и категорически замотала головой:
- Я не буду. Я боюсь.

Увы, опыт горький, но полезный. Во всяком случае, мама может быть уверена: дочь больше никогда не будет совать в розетку посторонние предметы. Дети - натуры эмоциональные, и поэтому гораздо ярче запоминают ощущения, чем факты, тем более преподнесённые в виде нравоучений.

Вы никогда не задумывались, почему грудной ребёнок, едва научившись пользоваться своими ручками, засовывает их в рот? И не только их - любые игрушки, мелкие предметы, находящиеся в пределах досягаемости, тоже прямиком отправляются туда же. Дело не только и не столько в режущихся зубках - малыш познаёт окружающий мир. Именно поэтому дети постарше обожают разбирать часы и телефонные аппараты, препарировать кукол и дождевых червяков.

Знания ребёнка находятся на кончиках его пальцев. И если мудрые взрослые предпочитают учиться на чужих ошибках, то дети извлекают уроки только из собственных. Поэтому, дабы сохранить в целости и сохранности видеомагнитофон и телевизор, собственные нервы и здоровье вашего чада, и, к тому же, не погасить любознательность, старайтесь, покупая игрушки, отдавать предпочтение конструкторам, мозаикам, трансформерам, кубикам и другим предметам, которые легко разбираются и складываются. Они безопасны и полезны, так как развивают абстрактное мышление, творческие способности и художественный вкус. Детям нравится ломать, а вот понравится ли им строить - во многом зависит от вас.

Не секрет, что ребёнок легче всего усваивает полезную информацию в игре, но известно также, что игры быстро надоедают. Поэтому думайте, фантазируйте, увлекайте своего малыша, ведь только из заинтересованного и любознательного человечка вырастет яркая личность.

А как избежать ошибок, вам подскажут любовь к ребёнку и наши советы.

Советы родителям:

  • во время разговора с ребёнком не отвлекайтесь, внимательно и заинтересованно слушайте, не отмахивайтесь от наивных вопросов ответами "спроси папу", "отстань", ведь во второй раз малыш может и не подойти;
  • не нужно заставлять ребёнка говорить о неприятном, ведь такая беседа более напоминает допрос, чем доброе, доверительное общение;
  • не лгите детям, лучше сказать, что ответ вы не знаете, чем преподносить заведомо ложную информацию - ведь когда-нибудь им всё равно станет известно, что их нашли не в капусте, но доверие к вам уже будет подорвано;
  • не превращайте разговор в монолог, ведь ребёнок в такой ситуации скорее похож на хоккеиста на скамье штрафников, чем на равноправного собеседника;
  • не критикуйте, не понукайте без конца;
  • уважайте, цените мнение детей, потому что не зря же говорится: "Устами младенца глаголет истина".

У вас остались вопросы или вам нужна помощь?! Обращайтесь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Центр психологической помощи "Радость Жизни" · Копирование и републикация материалов сайта только с бэклинком (обратная ссылка)
Политика конфиденциальности

Записаться на консультацию

Как к вам обращаться *

На какой номер позвонить *

Удобное для вас время приёма *

Причина обращения *

×


Оставьте ваш отзыв


* - обязательное поле

* Как к вам обращаться

* E-mail для ответа

* Ваш отзыв

* Извините, защиты от спама. Впишите в поле слово - Да:

×
Тренинг "Работа с агрессией"

ведущий: Анатолий Корсаков — преподаватель Института психотерапии и клинической психологии (Москва), телесноориентированный психотерапевт, участник международной программы по биосинтезу.

запись по телефону: 

+7 917 201-11-04 (Василий Родин)

×
Новостная рассылка сайта "Радость Жизни"

Получайте и читайте новости в числе первых

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

 

×