Индивидуум находится в родовом поле, которое воздействует на него так же незаметно, но мощно, как электромагнитное. Оно живет по собственным законам:
- Принадлежность. Закон принадлежности гласит, что любой индивидуум является элементом системы. Сила воздействия группы людей на человека прямо пропорциональна тому, насколько он дорожит сообществом. Так, семья влияет больше всего.
- Иерархия. Этот закон вытекает из предыдущего. Важность человека в системе зависит от того, когда он в нее попал. Пример – традиция уважения к старшим.
- Получение-отдача. Каждый человек принимает и отдает блага. Таким образом он рассчитывается с собственными долгами. Если же влияние системы чересчур сильно, индивидуум может расплачиваться по счетам предков.
Нарушение этих законов кем-либо из предков приводит к дисбалансу, и тогда одно негативное событие может повторяться из поколения в поколение. Каждый из потомков пытается расплатиться за ошибки предков, что может проявляться в серьезных заболеваниях, трагедиях, негативных сценариях. Нередко такие явления называют родовым проклятием. Чтобы избавиться от него, нужна помощь психолога.
Официальная классическая психотерапия не признает семейные расстановки по Хеллингеру, так как механизм их работы недостаточно понятен. С другой стороны, метод эффективен и нередко дает лучшие результаты, чем признанные техники. Все это стало благодатной почвой для развития целой системы мифов вокруг расстановок.
- Есть мнение, что заместитель в расстановках может подвергаться опасности. Это неправда, ведь, играя роль, человек сохраняет собственную индивидуальность, имеет личную точку зрения на саму ситуацию.
Основанием для опасений послужило то, что заместитель испытывает не свойственные ему эмоции, а иногда и физические ощущения. На определенные роли участников назначают интуитивно, на основании неуловимого сходства с главными действующими лицами. Как правило, у них есть похожие проблемы, поэтому расстановки идут на пользу всем.
- Еще один распространенный миф гласит, что заместитель сообщает лишь о персональных переживаниях, не имеющих ничего общего с действующими лицами. Такое предположение было бы логично, если бы практика расстановок не опровергала его. Факт: клиент получает одинаковую информацию от разных заместителей.