Пособие для родителей детей с нарушением внимания. Консультация детского психолога в СаратовеПособие разработано детским психологом нашего Центра с целью оказания помощи родителям при самостоятельной работе с детьми. Является эффективным дополнением к консультациям детского психолога.

Содержание:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку.
  2. Изменение микроклимата в семье.
  3. Организация режима дня и места для занятий
  4. Специальная поведенческая программа.
  5. Средства убеждения «через тело».

Если у вашего ребёнка нарушено внимание, родителям важно знать и помнить

Введение

Нарушения внимания часто связаны не с особенностями Вашего «правильного» или «неправильного» воспитания, а с врожденными особенностями и формированием нервной системы ребенка. Родители «добавляют» свою часть, чаще всего не учитывая этих особенностей. В свою очередь, родителям трудно их учитывать без специальных знаний.

Закладываются такие нарушения во внутриутробном развитии, чаще всего в 1 триместре беременности. На первом месте среди десятка причин такой закладки выделяется плохая экология.

На мировом уровне разрабатывается эта проблема с 50х годов прошлого столетия. Наши ученые занимаются этими исследованиями с 90х. К рубежу веков уже были накоплены наблюдения и рекомендации в помощь тем, кто помогает адаптировать ребенка с особенностями внимания к требованиям социума.

Количество в популяции детей с нарушениями внимания постоянно растет (видимо, экология лучше не становится). При этом, социум, включая педагогов, не готов учитывать особенности этих детей, тем более подстраиваться под такие изменения. Поэтому единственные, кто способен оказать этим детям помощь – их собственные родители, т.е. Вы.

Попробую сформулировать научные и свои наблюдения за такими детьми и выделить некоторые рекомендации в помощь этому процессу.

Показателем того, что во внутриутробном развитии что-то было «не так» (дискомфортно) для нервной системы  ребенка, являются различные диагнозы, которые ставят врачи – неврологи или неонатологи.

Помните, что даже если как таковых «вредностей беременности», наблюдавшие вас доктора не замечали, и Вы чувствовали себя прекрасно, нарушения нервной системы ребенка все же могут быть, если диагноз врачом поставлен после родов ребенку. Не стремитесь успокоить себя вслед за малограмотными людьми, что, дескать, сейчас всем неврологию ставят – врачи перестраховываются.

Может быть и так. Но в данном случае лучше перестраховаться, чем наоборот. Ибо, в возрасте до года применение усиленных курсов массажей или других физиопроцедур бывает достаточно, чтобы скорректировать то, что в более позднем возрасте вы будете вынуждены лечить долго и с применением лекарств, обладающих массой побочных эффектов.

К неявным нарушениям нервной системы могут относиться такие проявления организма ребенка как: аллергии, частые нарушения желудочно-кишечного тракта, ацетонемические кризы, сниженный иммунитет, частые простуды и ОРВИ, плохой сон (в том числе отсутствие дневного сна), трудное укладывание и засыпание ребенка несмотря на явную усталость, плаксивость и раздражительность или агрессивность, либо явное усиление любого «неадекватного» поведения, капризов ко второй половине дня, к вечеру, излишняя заторможенность ребенка, отставание в физическом развитии.

Нарушения поведения и внимания могут быть по гиперактивному типу (много и хаотично, либо непрерывно двигается), либо тормозимому (заторможен, отстает в физическом развитии).

Поведение ребенка гиперактивного типа не является активностью, а только так выглядит. Истинные причины его хаотичного поведения – перевозбуждение нервной системы, а значит, ее высокая утомляемость.

Поведение ребенка тормозимого типа с нарушениями нервной системы не должно быть гордостью мам и бабушек («ой, как его посадили, так он сидит или лежит часами без движения, такой послушный»). Надо обследовать ребенка и корректировать его физическое развитие. Ибо, норма для детей раннего возраста – большая двигательная активность.

Проявления у одного и того же ребенка могут быть какую-то часть дня по гиперактивному типу, а какую-то – по тормозимому одновременно.

Все вышеперечисленные особенности поведения ребёнка могут быть проявлены по одному или все вместе, а также увеличиваться их количество с возрастом малыша (был один признак нарушения нервной системы, к нему добавились еще 2-3 и более). Может увеличиваться проявление одного, двух признаков по силе проявления (раньше прыгал и бегал хаотично только к вечеру, теперь так ведет себя весь день).

Кроме врачей-неврологов можно обращаться к грамотным терапевтам с просьбой направить на специальные обследования нервной системы. Тогда всем станет ясно, нарушение ли это центральной нервной системы или нет.

Именно нарушения центральной нервной системы в будущем (в детском саду или школе) грозят ребенку проблемами с вниманием, а вам — сложностями с жалобами на ребенка педагогов и других родителей. Такие же проявления между тем могут быть и не связаны с нарушениями центральной нервной системы, а являться локальными (временными) или возрастными.

Поэтому здесь важны диагностические процедуры нервной системы. Норма и патология для детей этого возраста очень неустойчива и разбросана. Определить эту норму могут только очень грамотные врачи или узкие специалисты при опоре на специальные исследования.

По моим наблюдениям, если диагноз невролог не поставил, даже после специальных обследований, вышеперечисленные особенности поведения возникают у детей от двух до семи лет. Тогда используют обобщающий термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это означает отсутствие заболевания, устойчивых симптомов, но временное нарушение функций нервной системы, с последующим восстановлением.

Хорошая новость заключается в том, что иногда такая симптоматика навсегда исчезает сама по себе, не оставив какого-либо следа. Специалисты считают, что хвалу здесь надо петь высокой адаптивности человеческого организма к вредным воздействиям окружающей среды. Но не только.

Есть еще один очень важный фактор, сильно влияющий на «выздоровление» от дисфункции или ее усиление. Это безусловная любовь мамы в первую очередь (ибо до 3-5 лет это чрезвычайно важный человек для любого ребенка) и всей семьи к ребенку и друг другу. Если в этих сферах что-то нарушено, важно немедленно обратиться к психологу, чтобы не запускать на усиление механизмы минимальной мозговой дисфункции. В этом случае они работают как громоотвод от проблем семьи и способны закрепляться на всю оставшуюся жизнь в виде неврозов, вегето-сосудистой дистонии, психосоматических заболеваний и т.д.

Таким образом, диагностика и коррекция особенностей внимания у детей осуществляется комплексно: врачами разных профилей в первую очередь и психологом или нейропсихологом одновременно.

Практические рекомендации родителям ребёнка с  нарушениями внимания

<strong>Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку</strong>

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность не являются умышленными для гиперактивных детей;
  • контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
  • не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;
  • реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок;
  • выслушивайте, что хочет сказать ребёнок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • помните, что если ребёнок болтает обо всём как радио, возможно, это тоже форма гиперактивности. Он не может остановиться по вашему указанию или крику. Это — утомление.
  • наберитесь терпения, когда что-то делает ребёнок замедленного типа;
  • чаще используйте похвалу для детей обоих типов только за стремление что-то сделать;
  • промежуточные этапы, сделанные ребёнком после ваших указаний или что-то сделанное им, хоть и незначительное;
  • находитесь рядом, пока ребёнок не закончит все этапы требуемого вами действия до конца;
  • помните, что затянутость действия или невозможность закончить его сразу, переключение на что-то другое не являются умышленными.
  • нельзя одновременно с выполнением задания требовать примерного поведения.
<strong>Изменение микроклимата в семье</strong>

Изменение микроклимата в семье:

  • уделяйте ребёнку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьёй;
  • не допускайте ссор в присутствии ребёнка;
  • устраивайте себе 10-30 минутные перерывы, уединяясь от ребёнка для снятия собственного раздражения или утомления от вашего с ним взаимодействия;
  • не позволяйте длительное время находиться ребёнку в помещении, где есть более 2-3 людей;
  • воздействуйте на ребёнка по очереди, избегая одновременного эмоционального давления; либо защищайте его от непроизвольного переключения на других членов семьи, присутствующих в помещении.
<strong>Организация режима дня и места для занятий</strong>

Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
  • оградите детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности или тормозимости;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей с аналогичными проблемами;
  • избегайте сообществ, где яркие эмоции легко « зашкаливают» (вечеринки, праздники, детские площадки, многочисленные семьи, спектакли и концерты) либо будьте готовы к спокойному уходу из подобного места без сожаления или скандала через 5-10 минут пребывания там.
  • устраивайте двигательные перерывы для ребёнка в течение дня из спокойных видов активности;
  • если гиперактивный ребёнок отдыхает от умственной нагрузки за счёт высокой двигательной активности, позаботьтесь о переключении его через 3-7 минут на более спокойный отдых;
  • предложите занятия с водой, песком или крупой, глиной во время перерыва от занятий, организуя для этого специальное место и время.
  • всю оформительскую часть работы полезно брать на себя. От ученика требуем только суть выполнения задания.
  • полезно время от времени проверять возможность ребёнка справляться с какой-то частью оформления и постепенно приучать его к этому.
  • не каждый ребёнок с утомлением способен делать задание на черновик, а затем переписывать его набело, даже когда  там много ошибок. Часто в чистовике оказывается их в этом случае больше, чем в черновике. Откажитесь тогда от черновика совсем. Это даёт  выиграть время на отдых.
  • когда вы всё время пребывания ребёнка дома тратите на уроки без отдыха, утомление накапливается изо дня в день. Тогда ребёнок перестаёт заниматься как дома, так и в школе.
<strong>Специальная поведенческая программа</strong>

Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену подпишите соглашение на определённые виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • попросите ребёнка повторить ваше указание, чтобы убедиться, что он его не прослушал;
  • поговорите с ребёнком о проблемах и научите с ними справляться;
  • оставляйте больше времени на сборы куда-либо, если гиперактивность или тормозимость ребёнка неожиданно усилилась без знаемых вами причин;
  • избегайте делать выводы вслух или про себя об умственных способностях ребёнка или его памяти, видя неудачи в освоении навыка или действия.
  • опасайтесь оценок или ярлыков, брошенных на повышенных тонах, когда вы сами теряете терпение. Это приводит к снижению самооценки ребёнка и ухудшает возможность стимулировать его к усилиям в деятельности в целом;
  • если срыв в «оценки» всё же произошёл, и вы сказали что-то типа: «тупица», «неумеха», «горе ты моё» и т.д. Успокойтесь и позже признайтесь, что сорвались под воздействием злости, раздражения или усталости.
  • нельзя требовать дисциплины неукоснительно. (Указания типа : «Не болтай ногой, не стучи, убери из рук…, сядь прямо и т.д. »отвлекают ребёнка от сути выполнения задания. Вынуждают его выбирать между выполнением задания и соблюдением дисциплины. Делать это одновременно такие дети неспособны.
  • помните, что детям с нарушением внимания свойственны скачки в овладении навыком, после периода накоплений и резкие откаты назад в те периоды обучения, когда навык  ещё недостаточно автоматизирован. Эти процессы не имеют ничего общего с упрямством или желанием пошалить, хитростью и т.д.;
  • к особенностям памяти такого ребёнка может относиться «отсроченное» воспроизведение заученного материала. Попробуйте просто зачитывать заранее то, что в последующем потребует запоминания. Так вы оставляете «следы», которые позже облегчат своевременное воспроизведение заученного;
  • для обучения чтению некоторым детям необходимо бормотать тихо себе под нос, водить пальцем по строке или использовать специально вырезанное в бумаге окно для слежения за текстом;
  • когда вы посадили ребёнка за уроки и 2-3 раза задаёте вопрос или даёте задание, а он в ответ говорит обо всём и ни о чём или делает что-то иное, чем вы просите; «мечтательно» смотрит в сторону, перекладывает предметы бесполезно кричать, настаивать на своём или часами просиживать за столом. Нужно сделать перерыв от пяти минут до часа (в зависимости от степени утомления ребёнка). Вы имеете дело не с упрямцем и врединой, а циклично работающим мозгом ребёнка с утомлением. Насилие над ним и собой приводит только к ещё большему утомлению и разрушает не только защитные силы организма вас обоих, что чревато болезнями, но и ваши отношения.
  • интересуйтесь эмоциями ребёнка во время или после очередного приступа гиперактивности или тормозимости. Понимание своего физического или эмоционального состояния способствует формированию контроля над ним.
  • для отдыха гиперактивного ребёнка подходят спокойные действия, лёжа на полу (катать машинку, рассматривать картинки, катать мячик и т.д.) Хорошо и взрослому прилечь в обнимку и гладить ребёнка(5-10 минут). Это способствует «заземлению» и приводит к быстрому снятию утомления НС.
  • занятия с репетиторами также не выход из положения для повышения эффективности работы, как и сидение целый день за уроками с родителями. Особенно, когда половину этого времени вы ругаете ребёнка, за то, что он делает что-то не так  и отвлекается. Либо сетуете на то, как вам с ним тяжело.
  • все инструкции взрослого должны быть чёткими, короткими; разделены на смысловые куски. Между этими кусками всегда должна быть возможность отдохнуть, а что-то отложить на другое время, если ребёнок совсем «выжат».
  • хорошо проверять, не сможет ли сегодня ребёнок какую-то часть инструкции выполнить самостоятельно. Но надеяться, что он будет полностью самостоятельно делать уроки не стоит. Это невозможно до «созревания» мозга.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как эти дети ещё не готовы к такой форме воздействия.

<strong>Cредства убеждения «через тело»</strong>

Для ребёнка с синдромом дефицита внимания наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • приём «выключенного времени» (изоляция, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в пастель);
  • чернильная точка на запястье («чёрная метка»), которая может быть обменяна на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Помните, что методы наказаний не формируют навыков, а только заставляют сконцентрировать на чём-то внимание. Оставляйте вместе с тем гибкую систему поощрений, как искусственной мотивации, исходя из потребностей ребёнка. Вместе с тем потребности должны удовлетворяться и без связи с предъявляемыми требованиями, иначе вы рискуете воспитать манипулятора.

Похвала за суть выполнения задания может сделать больше, чем все поощрения и наказания вместе взятые, даже если всё время выполнения  задания ребёнок «висел на люстре вверх ногами».

Помните, что требования предъявляются только спокойно и как можно короче.

Если вы не можете контролировать какой-то процесс ребёнка, полезнее самим вовремя отменить требование, чем формировать у ребёнка привычку к непослушанию или делать из него виновника происходящего.

Чаще используйте разные формы сообщения о том, что ваш ребёнок любим и важен для вас вне зависимости от требований и успешности формирования навыков по их выполнению. Это два разных процесса. Не смешивайте их.

Кроме того, используйте часто сообщение о том, что ребёнок хороший и вы в этом абсолютно уверены тоже вне зависимости от того как ему удаётся осваивать навыки самоконтроля или обучения.

В общественном месте ваш ребёнок нуждается в защите больше, чем вы или кто-то может себе представить исходя из его поведения.

Когда вам жалуют на его неадекватное поведение как то: кричит, дерётся, ворует, от него невозможно чего-то важного добиться; неуважительно разговаривает, сквернословит, не реагирует на указания или обращения, болтает не по теме разговора или в разрез с ситуацией; наотрез отказывается делать то, что только что легко делал или делал вчера и т.д. и т.п.; помните, что всё это может оказаться не шалостью или сознательным хулиганством, а банальным утомлением.

Соответственно ваш ребёнок нуждается в первую очередь не в усилении чужого гнева вашим или наказании, а как минимум в спокойном выслушивании, сопереживании, поддержке и защите в большей степени, чем пострадавший от его поведения, особенно если этот пострадавший взрослый.

Если сами не можете разобраться во всём этом, ищите поддержку у специалистов.

Только развитие интеллекта даёт эффективность в работе при опоре на промежуточные схемы, игры или результаты. Тренировать внимание, память и самоуправление бессмысленно и вредно. Силы ребёнка и ваши тратятся попусту. Оставьте эту работу до тех пор, пока мозг «созреет» до неё.

Даже без лечения лёгкой формы дисфункции по мере взросления всегда наступает некоторая нормализация работы мозга: сглаживается цикличность, реже происходят «отключения», ещё до улучшения самого процесса внимания.

К 5-6 классу такие дети могут уже сами отслеживать свои выпадающие состояния («мысли разбегаются, в голове пусто, не знаю что говорить, перемыкает» и т.д.) Важно учить замечать это самих учеников, чтобы научить отдыхать вовремя короткое время, с тем, чтобы затем снова вернуться к заданию.

Успех будет сопутствовать вам при соблюдении этой инструкции, если у вас есть уверенность в собственных силах, вера в своего ребёнка, а также доброжелательном контакте с окружающими. Иногда для этого необходимо заручиться группой поддержки в лице специалистов, родственников и друзей или повышать уверенность в специальных группах психологической помощи.

Психолог Е. А. Кибкало

Вы искренне хотите разобраться в хитросплетениях детской психологии?! Я с удовольствием помогу вам сделать это. Звоните!