Советы детского психолога: повышаем успеваемость ребенка
Каждому родителю хочется видеть в своем ребенке успешного ученика, уж если не отличника, то успевающего на «4» и «5». Когда дошкольник становится первоклассником, родители для достижения этой цели прикладывают все усилия, чтобы повысить успеваемость ребенка в школе, помочь ему в учебе.
Но обычно в этом стремлении отсутствует простое понимание того, как это сделать, что способствует появлению тревоги и стресса у родителей.
Часто родители находятся в полном недоумении, почему их ученик не успевает в школе. Ведь и они, и учителя все делают для того, чтобы он хорошо учился.
Одной из возможных причин такой ситуации может служить тот факт, что родители школьника выбрали для себя неправильную роль в учебном процессе. Педагоги, организуя учебную деятельность, владеют большим арсеналом педагогических знаний, приемов и технологий, чтобы сделать ее успешной.
У родителей, как правило, нет таких знаний, и они не знают, что и как делать. Конечно, учителю легче работать с ребенком, который уже готов к школе. Однако, здесь есть несколько моментов, которые родители могут неправильно истолковать.
Если им задать вопрос: «Что вы понимаете под готовностью ребенка к школе?», то подавляющее большинство ответит, что ребенок должен обладать всеми необходимыми навыками. А именно, не просто знать буквы и цифры, а уметь читать и считать, обладать знаниями об окружающем мире и достаточным словарным запасом.
Но к великому сожалению, этого часто бывает недостаточно. Готовность ребенка к школе складывается из нескольких факторов, где наиболее важный, – психологическая готовность к обучению.
Сюда можно отнести сформированность психологических навыков: уверенность, развитие памяти и мышления, внимания и воображения, устойчивость психики, воли, позитивное отношение к учебе.
Если класс заполнен именно такими учениками, то педагогу легче организовывать учебный процесс и управлять им, поддерживать своих учеников и вместе исправлять ошибки.
И обратите внимание, все эти указанные качества не относятся к интеллектуальным способностям ребенка, а связаны с его отношением к себе и развитием основных психических процессов.
Учеба – это самый сложный труд, и у детей она может вызывать определенные сложности и утомлять их. Учебный процесс усложняется с каждым годом, детям приходиться усваивать все больше и больше информации.
Кроме того, с началом школьной жизни значительно расширяется социальное окружение ребенка: ежедневно ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, как взрослых, так и одноклассников.
С началом школьного обучения на ребенка сваливается большое количество ожиданий, которые выдвигают родители, учителя. Все ждут от ученика соблюдение установленных правил, определенного поведения, успехов в учебе и внеклассной деятельности. А что ученик? Он не всегда понимает, чего от него хотят и ждут, особенно если он – первоклассник.
Когда ваш ученик возвращается из школы домой ему необходимо расслабиться и отдохнуть после напряженного учебного дня. А для этого требуется пространство, где он мог бы чувствовать себя в безопасности, где его понимают и поддерживают.
Обращали ли вы внимание на то, что ваш ребенок приходит из школы в плохом настроении? Он недоволен, встревожен или даже агрессивен? Многие родители, в этом случае, начинают бить тревогу. Но, на самом деле, это нее так уж и плохо.
Выражение эмоций – это естественная реакция. Учитывайте и тот факт, что ребенок весь день старался вести себя согласно вашим ожиданиям, и он имеет право расслабиться и не скрывать свои эмоции. Родители в такой ситуации должны помочь своему школьнику научиться справляться с такой эмоциональной нагрузкой.
Чтобы в полной мере понять, что чувствует ребенок после школы, следует представить свое состояние в конце рабочего дня. Подумайте, в чем вы нуждаетесь в это время? Скорее всего, вам необходимо спокойное место, где вы сможете присесть и расслабиться.
А еще комфортная обстановка и близкий человек, с которым вы сможете поговорить по душам, рассказать о своих чувствах и эмоциях, который вас принимает таким, какой вы есть.
Того же хочется и вашему школьнику. А что делают многие родители, когда их ученик возвращается домой? Постоянно напоминают ему о необходимости садиться за домашние задания, контролируют его.
Если вы хотите, чтобы ваш ученик с удовольствием ходил в школу и приносил хорошие оценки, то вы должны создать дома любящую, доброжелательную атмосферу, стимулировать и развивать его любопытство и интерес.
Обычная отговорка ребенка, когда он не хочет учить тот или иной предмет: «Как это мне пригодится в жизни?» Поэтому родителям стоит запастись терпением, пробуждать и стимулировать интерес школьника к любой информации и любому школьному предмету.
Если ребенок не готов к школе, то учителю будет очень трудно его научить чему – либо. И это, в первую очередь касается психологической готовности. Если с этим все в порядке, то развить определенные навыки у ребенка учитель сможет без особых усилий.
А вот родители, не имея педагогических знаний и навыков, часто просто не знают, что они должны делать, когда их ученик возвращается домой очень уставший и не хочет ни чего делать, а учить уроки тем более.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо поменять свой подход относительно учебы ребенка. Попробуйте рассматривать учебный процесс как увлекательное путешествие или интересное приключение.
Это позволит интересно, а главное с пользой и качественно провести время с ребенком. Рассматривайте любую неудачу, как возможность постичь что-то новое и интересное.
Не стоит исключать педагога из этого процесса. Учителя – это поддержка для родителей в этом непростом пути. Кроме того, учитель должен понимать, что домашнего задания должно быть ровно столько, чтобы ребенок возвращался в школу полным сил для получения новых знаний.
Для создания такого интересно и безопасного пространства для школьника, конечно, потребуется определенное время. Но у вас все получится, и вы сможете побуждать школьника к новым исследованиям, стимулировать его интерес к учебе. А потом, он уже сам будет стремиться постигать новое и неизведанное.
Помните, что даже самые маленькие шаги на пути постижения знаний – это очень хорошо. Это даже лучше, чем быстрый старт, ведь ваш ребенок будет постепенно менять свое отношение к учебе, делая ошибки и исправляя их. Тем самым, вы признаете естественное право своего ученика испытывать трудности.
Когда у родителей плохое настроение, накатила усталость, они могут срываться на детях. Такое бывает. В этом случае следует обязательно извиниться перед ребенком, тогда и он будет поступать так же, ведь вы для него – пример.
Используйте весь свой родительский опыт, чтобы выстроить доверительные отношения с детьми.
Не стоит думать, что властные отношения по принципу: Я всегда прав, потому что я старше — укрепят связь с ребенком. Вы родитель, а не еще один учитель для вашего школьника.
Вам нет необходимости быть идеальным во всем, идеальных людей не бывает. И ребенок не нуждается в вас идеальном, он просто в вас нуждается, в таком, какой вы есть. Он нуждается в вас настоящем!
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет.
Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.