Как разговаривать с ребенком: советы детского психолога
Разговор родителя с ребенком — это очень важный момент в жизни как одного, так и другого. Однако, важно не просто разговаривать, а правильно строить диалог со своим ребенком.
Обычно это достаточно хорошо получается у работающих мам, потому что они более дисциплинированы и организованы, ведь у них есть совсем немного времени вечером и перед сном, чтобы поговорить с сыном или дочерью. За это короткое время необходимо многое выслушать от своих детей и многое им сказать.
Важность общения с родителем для ребенка отлично показана в рассказе А.П. Чехова «Дома». Главный герой мальчик Сережа семи лет, сын прокурора окружного суда.
Однажды, когда его отец вернулся домой, гувернантка сообщила ему, что Сережа забрался в его рабочий кабинет, брал из стола табак и трубку и курил.
Конечно, отец, в воспитательных целях начал вести долгие разговоры со своим сыном, в которых говорил о вреде курения, вредных последствиях для здоровья, что нельзя трогать чужие вещи и пр. Но все разговоры были впустую.
Отчаявшийся отец, рассказал сыну сказку об одном царевиче, который много курил, а потом умер от чахотки. Это потрясло Сережу, и он дает отцу обещание больше не курить. Мораль истории проста – ребенок просто хотел общения с отцом, ему хотелось больше проводить времени с ним в разговорах.
Как правило, это история бесконечна и ребенок готов ее повторять раз за разом практически дословно своей маме, пока она не отправить его с разговором к папе. А такая ситуация, как правило, вызывает спор между родителями на тему «кто больше устал на работе».
Родителей, конечно, утомляет это бесконечная история, но выключить ребенка просто нельзя. Что делать? К такому бесконечному щебетанию нужно привыкнуть и получать от него удовольствие.
Уметь разговаривать, правильно выражать свои чувства, мысли важно не только для ребенка, но и для взрослого. А еще важнее — принять и понять чувства других. В этом и есть секрет семейного счастья.
Особенности общения с интровертами
Сложно и родителям – интровертам, которые тоже испытывают трудности в общении вообще, и с ребенком в частности. Такие родители часто обращаются к психологам лично или на различных форумах: «Что делать? Говорят, что с ребенком необходимо разговаривать, а мне сложно это делать. Я вообще не общительный человек».
Здесь важно сделать это через «не могу», переступить через себя, и начать разговаривать со своим ребенком. Особенно это актуально, если малыш не посещает детский сад, ведь в этом случае, всю информацию об окружающем мире он получает через маму, бабушку или няню.
Это накладывает на значимых взрослых очень большой груз ответственности. Поэтому, чтобы информация была достоверной и поступала к малышу своевременно, с ним необходимо разговаривать.
Не зря речь считается высшей психической функцией человека. Только человеку, единственному живому существу на планете, дано освоить ее.
Вся система человеческого общения, обмена информацией, передачи своих чувств и эмоций строится посредством языка. Правильно выражать свои мысли и эмоции, на самом деле, совсем не просто.
Не стоит заниматься дрессировкой своего ребенка
У него, конечно, значительно меньше жизненного опыта. Но этот факт может служить для вас большим плюсом в разговоре с ребенком. Ни один взрослый человек, с определенным жизненным опытом за плечами, не будет слушать вас с таким вниманием, как ваш сын или дочь. Поэтому, ваша задача в разговоре с ними, быть интересным.
Лучшее воспитание – это личный пример
Выражение эмоций и чувств — сложная задача, которая не всегда удается взрослому, а уж ребенку тем более. Поэтому задавая ему вопрос: «Ты что, не мог сказать?» — вы должны понимать, что получите однозначный ответ: «Не мог».
- Ребенка необходимо учить говорить, давать образец речевой модели, показывая его на своем примере. Конечно года в два-три, малыш не сможет выяснить в магазине у продавца, сколько стоит шоколад или мороженое.
- Но когда он будет готов к этому, покажите ему как это сделать: «Подойди и спроси, — сколько стоит мороженое!»
- Если ребенок медлит, то вы можете предложить альтернативный вариант: «Хочешь сегодня, спрошу я, а ты посмотришь, как это делается, и спросишь в другой раз?»
- В этой ситуации главное не давить на ребенка, предоставить ему возможность оценить ситуацию и право выбора.
Ребенку должно быть интересно, разговаривать с родителями
Вопросы и разговоры на тему домашнего задания или появившейся дырки на школьных брюках не будут интересны вашему ребенку и не настроят на доверительную беседу.
Но как же родителю узнать, как прошел его школьный день? Есть много тем, на которые ваш сын или дочь с удовольствием откликнуться. Например,
- Как прошел сегодняшний день?
- В какие игры играли на перемене? Научишь меня?
- Что давали на завтрак/обед?
- С кем подружился?
Молчать – это тоже умение
Все делайте вместе: развлекайтесь и обсуждайте
Совместные действия работают на сближение родителей и их детей, ведь у вас появляются общие впечатления, эмоции и темы для разговоров.
Это могут быть совместные прогулки в парке, походы в кино на мультфильмы, даже… посещение стоматолога.
Это позволит сформировать и закрепить у ребенка важные речевые конструкции: «А ты помнишь…», «А ты видел, как он…» и пр., которые, впоследствии помогут малышу устанавливать контакт даже с посторонними людьми.
У вас должен быть свой ритуал общения
Не стоит загружать разговорами ребенка в режиме 24/7 с перерывами на еду и сон. Общение не должно утруждать ребенка, быть чем-то обыденным, оно должно быть значимым.
Создайте определенный ритуал общения – выберите для этого определенное место и время. Разговаривать можно по дороге в детский сад или школу, за полчаса до сна.
Дети будут ждать этого времени, к тому же, такой ритуал будет и дисциплинировать ребенка. Важно отключить на время разговора свой телефон и использовать тактильный контакт: погладить малыша по голове, взять за руку, идя по дороге, обнять.
В разговоре не подражайте сленгу вашего ребенка
Обычно, сленговые словечки употребляют в своей речи подростки. Это своего рода протест, так они пытаются сепарироваться от взрослых.
Не стоит подражать их речи и пытаться таким образом заигрывать с ними. Подростки могут расценить это как попытку вторгнуться на их территорию, захватить их пространство. К тому же, это может выглядеть достаточно смешно.
Разговоры с ребенком и другие техники (игра в драму)
Разговоры с ребенком можно сочетать и с другими техниками. Особенно популярен так называемый метод «монодрамы». Суть его заключается в следующем: ребенок выбирает себе игрушку, которая в игре будет «ИМ», а другие игрушки могут играть роль родителей, друзей и пр.
Благодаря такой технике можно проиграть абсолютно любые ситуации, которые произошли с ребенком, в том числе и неприятные, разобрать различные стратегии поведения. Например, «Зачем ты отняла куклу и Светы?» или «Для чего ты встала в лужу?»
Разговор с ребенком – задача непростая, но вполне решаемая. И мы готовы вам в этом помочь.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.