Советы детского психолога: когда и как начинать готовить ребенка к школе

Самый популярный вопрос родителей дошкольников: «Когда начинать готовить своего ребенка к школе?» Ответ прост – сейчас! Сегодня!

С какой целью проводится диагностика готовности ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

Некоторые родители не воспринимают данное мероприятие всерьез, не понимают, для чего нужна такая диагностика. Она помогает выявить оптимальный возраст начала обучения в школе.

Многие родители считают, что их ребенок готов к школе и это очевидно без всякого тестирования. Он умненький, считает, знает буквы, много сказок и стихов, значит ему пора в школу. Тем более, что все дети из его группы в детском саду тоже туда идут.

Родителям невдомек, что к школе ребенок должен быть готов не только интеллектуально, но и психологически.

Необходимо выяснить:

  • способен ли дошкольник именно сейчас выполнять новую социальную роль,
  • сможет ли он высидеть полное урочное время,
  • готов ли он к общению и взаимодействию с одноклассниками и учителем.
  • по силам ли ребенку та нагрузка, которую предполагает школьное обучение, не нанесет ли это вред его здоровью?

Иными словами, готов ли ваш дошкольник психофизиологически к школьному обучению? На эти вопросы вы получите ответ по результатам диагностики готовности ребенка к школе.

Такая диагностическая процедура даст возможность подобрать оптимальную учебную программу, которая будет соответствовать индивидуальным особенностям ребенка. Так он сможет реализовать все свои способности и возможности и избежать перенапряжения от слишком сложной для него учебной программы.

Родителям следует уделить особое внимание диагностике готовности ребенка к школе и ее результатам. Ведь это, своего рода возможный сценарий развития способностей вашего дошкольник, его будущих успехов и неудач, которые будут сопровождать его обучение в школе.

Благодаря диагностике и родители, и педагоги могут заранее узнать, на чем сделать акцент в обучении, на какие предметные знания следует обратить более пристальное внимание и подтянуть их.

Что включает в себя диагностика готовности ребенка к школе

1 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

Что диагностируется: основные познавательные процессоры, кругозор ребенка, специфические предметные знания.

Нередко в школу приходят детки, кругозор которых весьма узкий и специфический. Они знают все про звездное небо, созвездия, планеты и далекие галактики.

Перечислят вам названия всех динозавров, расскажут, в чем особенность каждого, когда они жили и от чего вымерли. Но при этом, такие дети могут не знать названий месяцев, не расскажут вам ни одной сказки, не ориентируются во времени.

Родители таких детей, наверное, сейчас удивятся: «Почему так важно знать времена года и цвета? Ведь есть вещи важнее и интереснее!».

Отвечаем. Это важно и необходимо для того, чтобы во время учебного процесса не отвлекаться на заучивание элементарных вещей, на которых базируется начало обучения в школе.

Проводя диагностику познавательных процессов, специалисты определят особенности памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение будущего первоклассника. Кроме того, в процессе диагностики определяется ведущий тип темперамента ребенка.

На основании всех полученных данных составляются индивидуальные рекомендации по особенностям общения, обучения и воспитания.

2 Диагностика психофизиологической готовности ребенка

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

Это направление диагностирования готовности ребенка к школе, требует особого внимания.

Руки будущего первоклассника должны быть готовы к серьезной нагрузке, ведь ему придется подолгу держать в руках ручку или карандаш. Несформированные и неразвитые мелкие мышцы могут значительно замедлить процесс обучения.

Еще один важный момент, на который обращают внимание специалисты в процессе диагностики – умение ориентироваться в пространстве и координация движений.

Координационный навык «глаз-рука» — один из самых важных компонентов успешного школьного обучения. Если эта система сформирована и развита, то у первоклассника не возникнет трудностей с копированием различных изображений в свою тетрадь.

Современное общество дает возможность развивать и укреплять эти умения посредством занятия со специалистами на специальных тренажерах. Такие занятия представляют собой целый комплекс упражнений на балансировочной доске, что позволяет развивать координацию, восстанавливать работу мозга, улучшать скорость реакции, память, минимизировать утомляемость и снижать тревожность.

3 Диагностика социально – психологической готовности ребенка

Это направления специального исследования делится на две основные части: социальную готовность и учебную мотивацию.

Социальная готовность ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

должна формироваться в дошкольном учреждении. Если ребенок не посещает детский сад, то с этой задачей могут справиться секции и кружки, детские площадки, специальные подготовительные курсы, а также семья, особенно, если она большая.

Ребенку, который первый раз идет в школу, предстоит взять на себя новую социальную роль, у него появиться новое социальное окружение.

Ему предстоит взаимодействие и общение с учителем, одноклассниками. Оттого, насколько хорошо он будет уметь договариваться с окружением, находить выход из возможных конфликтных ситуаций, соблюдать дисциплину, будет зависеть его процесс адаптации и обучения в школе.

Учебная мотивация ребенка

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

Важно выяснить для чего ребенок идет в школу? Почему ему хочется учиться? Каким будет для него процесс обучения?

Учебная мотивация бывает двух видов: внутренняя и внешняя.

  • Внешняя мотивация формируется посредством либо внешних привлекательных атрибутов (новая форма, красивый рюкзак, красочные тетради и пр.), либо через систему «кнута и пряника» (будешь хорошо учиться, тогда подарим велосипед, будешь приносить двойки — станешь дворником). Кроме того, на формирование внешней мотивации работает и престиж положения – получил «5», значит, похвалят родители и учитель, значит я – «самый лучший в классе». Учеба не для себя, а для родителей, из чувства долга или для стремления быть лучшим – это все внешняя мотивация к учению.
  • Внутренняя мотивация всегда носит познавательный характер. Такая мотивация рождается из природного любопытства, и задача родителей и учителей поддерживать и развивать ее. Как это сделать?

Используйте личный пример. Будьте сами увлеченным человеком, удивляйтесь всему новому и интересному, делитесь этим со своим ребенком. Он должен видеть ваше стремление познавать что-то новое. Не зря личный пример – самый мощный двигатель и мотиватор для детей.

Гуляйте вместе с ребенком, исследуйте и познавайте новое. Все что известно вам, для ребенка целый неизведанный мир.

Поддержите любопытство вашего малыша, поощряйте вопросы: «Почему? Зачем?» Предложите ребенку самому ответить: «А как ты думаешь? Как тебе кажется?» Природное любопытство и безопасность – два основных столпа школьной жизни первоклассника.

Настрой родителей на школу

Подготовка ребенка к школе: когда и как готовить

Про готовность ребенка к школе все понятно. А вот насколько родители готовы к тому, что их малыш пойдет в первый класс?  Какие у них тревоги и переживания возникают по этому поводу?

Дети в любом возрасте имеют тесную связь с родителями, а в младшем особенно. Они как точный эмоциональный прибор считывают состояние родителей, переживают за них и передают эту информацию во внешний мир как умеют.

И если настроение вашего ребенка вызывает у вас непонимание, задумайтесь над тем, в каком настроении в данный момент находитесь вы как родитель? Какие эмоции вы сейчас переживаете?

  • Чтобы снять свою тревожность перед началом первого учебного года, сходите в школу! Отправляйтесь туда не просто, чтобы познакомится с учителем, это, конечно, тоже важно.
  • Пройдите дорогой, который теперь будет ходить ваш ребенок, посмотрите на здание школы, походите по ее коридорам, загляните в класс, посидите за партой.
  • Обратите внимание, что вы чувствуете при этом, какие у вас ощущения.
  • Поделись своими мыслями и чувствами с ребенком, так вы снизите тревожность и у него.
  • Ни в коем случае не критикуйте школу и первого учителя при первокласснике, ведь теперь – этого его второй дом. У него должны быть только хорошие впечатления об этом месте, ведь от него там будут требовать внимания, дисциплинированности, ответственности. У первоклассника не должно возникать двойственного отношения к школе и учителю.

Неоправданные ожидания от школы

Ваш пока еще дошкольник должен знать, куда он идет. Покажите ему школу заранее, прогуляйтесь по ее двору. Покажите ему окна класса. Поиграйте в школу дома, меняясь ролями с ребенком.

Объясните ему, какой будет распорядок дня в школе, расскажите про уроки и перемены, про то, как отпрашиваться в туалет и про школьную столовую. Это важно для ребенка, т.к. многие дети видят школу как продолжение детского сада. А зная, что такое школа, и в чем ее особенности ребенок сможет избежать разочарований.

Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мирев психологических хитросплетениях своих семейных связейв проблемах воспитания детей или в отношениях с подросткамиобращайтесь к нам.

Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.

Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.

Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.