Советы детского психолога: как заставить учиться ребенка
Непраздный вопрос, волнующий родителей, — нужно ли заставлять детей учиться? 1 сентября для школьников и их родителей начало девятимесячного марафона в погоне за знаниями. Это не простой марафон, это настоящее многоборье.
- Первоклассники начинают забег на короткую дистанцию по адаптации к школьной жизни.
- Участники команды среднего звена настраиваются на игру в баскетбол с домашними заданиями.
- А старшеклассники стремятся удачно доплыть до финиша по дорожке выпускных экзаменов и получить награду – заветный аттестат.
Пять подсказок для родителей
отправляющих своих детей в команду юниоров – младшую школу.
Надеемся, что эти советы сделают школьный забег гораздо легче, помогут наладить контакт с ребенком и найти с ним общий язык. О подростках и старшеклассниках поговорим в следующих статьях.
Многих родителей наступление нового учебного погружает в состояние тревожности, они понимают, что опять начнется нескончаемая карусель бесконечных проблем: «Не опоздай», «Сделал уроки? Почему нет? Уже вечер, когда собираешься делать?», «Ну что сложного в этой задаче, вы решали подобную в классе?», «Учи историю и отвечай на вопросы, я проверю». И так каждый день
Но, можем ли мы в нашем современном мире считать школу единственным источником получения знаний, а учителя – их уникальным носителем?
Ведь есть всемирная паутина под названием Интернет, где очень быстро можно найти любую информацию. Если быть откровенным, то на самом деле ребенок ходит в школу не столько за знаниями, сколько для того, чтобы научиться взаимодействовать в обществе по тем правилам и нормам, которые в нем существуют, а Интернет этому не научит, нужна практика.
До первого класса ребенок уже знает, что для своих родителей он самый лучший, бабушка, так вообще его обожает.
У него уже сформировались навыки взаимодействия в семье и в группе детского сада, если он его посещает. А вот что там, за пределами семьи? Ему не известно!
1 Управляйте интересами ребенка
В дошкольном возрасте ребенок познает мир посредством игры. Когда интерес к чему-то проходит, то он просто заканчивает игру и переключается на что-то другое.
Но учеба в школе – это не игра, ее нельзя прекратить, если вдруг стало неинтересно. Что делать, если учиться вдруг стало скучно? Подсознание ребенка ищет обходные пути, и он начинает, к примеру, часто болеть.
Поэтому очень важно слышать, что говорят вам ваши дети. Возможно, ребенку трудно вставать рано, он не высыпается, тогда стоит отрегулировать режим дня и ложиться спать раньше в одно и то же время. Можно добавить и дневной сон, сразу после школы, а потом приниматься за уроки.
Вспомните, вы всегда с удовольствием идете на работу? Может, стоит сделать внеплановый выходной, это лучше, чем потом неделю лечить ОРВИ.
2 Организуйте время своего младшего школьника
Начало школьного этапа жизни – это очередной кризис для ребенка, поэтому в этот период особенно важен правильный режима дня и поддержка первоклассника в организации его времени.
Если вы видите, что ему достаточно трудно долго сосредоточится на выполнении домашних заданий, трудно концентрировать внимание, предложите ему чередовать игру и учение.
Некоторых родителей может раздражать такое положение вещей, ведь у каждого из них есть свои важные дела. Однако, в первые дни ребенка в школе, стоит найти для этого время, чтобы первоклассник лучше адаптировался к новым социальным условиям.
Важно понять, что так будет не всегда. Как только ваш ученик привыкнет к новому ритму жизни, надобность в вашем постоянном присутствии отпадет. Начинающему ученику очень важно понимать, что вы находитесь с ним в одном пространстве, так он чувствует вашу поддержку и участие.
Ваше присутствие придает ему уверенности, что если возникнет проблемы или ребенок устанет, то вы быстро включитесь и окажете поддержку.
Однако, есть и такие первоклассники, которые уже в первые дни хотят быть самостоятельными и выполнять домашние задания без присутствия родителей, принося им черновики на проверку.
В этом нет ничего страшного, просто подыграйте своему ученику. Ведь только вы лучше всего знаете своего ребенка, что ему нужно в данный момент.
3 Оценка – это всего лишь оценка и она субъективна
Некоторые школы практикуют отказ от оценивания первоклассников по пятибалльной системе. Вместо этого используются симпатичные наклейки или печати, как поощрение за хорошо выполненную работу.
Это поддерживает принцип игры и позволяет не создавать у ребенка ощущения неспешности, того, что он не справился с заданием.
Такой прием могут использовать и родители. В настоящее время профессиональный мир сильно меняется, многие профессии теряют свою актуальность и просто исчезают.
Ведь достаточно трудно предсказать, какие профессии буду актуальны, когда вырастит ваш первоклассник и какую из них он выберет. Мир меняется очень быстро.
4 Проявляйте интерес к делам ребенка – это его мотивация к действию
Когда ваш ученик пришел из школы или вы пришли вечером с работы, уделите ему немного времени. Спросите, как прошел его день, что нового и интересного с ним произошло, и он узнал, что понравилось, а что нет.
Маленькому ученику важно чувствовать, что вам интересно все, что с ним происходит. Эти незатейливые вопросы помогут ребенку не только почувствовать ваше внимание и интерес, но и научат его замечать мелкие детали каждого дня и внимательно относится к своим действиям и поступкам.
5 Помощь ученику не равно гиперопека
Многие родители твердо убеждены, что если ребенок пошел в школу, то значит, стал самостоятельным. Поэтому, уроки – это только его дело, пусть справляется сам.
Такие родители боятся, что излишняя опека навредит ребенку, и он вырастет не самостоятельным. Помните, помощь и гиперопека – это разные вещи.
Неверно занимать такую позицию с первых учебных дней. Обязательно следует принимать участие в учебных делах ребенка. Узнайте, что у него получается хорошо, а в чем требуется помощь.
А когда он станет приносить оценки, старайтесь не акцентировать свое внимание только на них, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что вы любите его только за какие-то достижения.
Родители должны понимать, что в масштабе долгой и интересной жизни девять или одиннадцать лет – это всего лишь малая, но очень важная часть.
Сохраните в памяти ребенка только хорошие воспоминания об этом времени, дайте ему возможность вне школы оставаться ребенком: гулять, проказничать, играть, общаться с друзьями.
Это как раз и есть та оптимальная среда, которая работает на развитие способностей ребенка, где рождаются и исполняются его мечты и реализуются цели.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.