Детский психолог в Саратове
Сформировать правильное поведение ребенка – в большей степени – задача родителей. Не секрет, что многие родители иногда просто не справляются с поведением своих детей, что заставляет их (родителей) злиться и впадать в состояние бессилия.
Бывает так, что у родителей складывается впечатление, будто их дети специально ведут себя так назло им, издеваясь над ними.
Причины плохого поведения ребенка
Давайте попробуем разобраться в мотивах и причинах такого детского поведения.
1 Ребенок ведет себя плохо — специально или нет?
Первое, что здесь нужно уяснить всем мамам и папам, что дети никогда специально не стараются сделать вам плохо и больно. Почему?
Ответ очевиден, родители – самые важные люди в жизни малыша, именно от них зависит его эмоциональное и физическое состояние и благополучие.
Поэтому каждому ребенку чрезвычайно важно, чтобы между ним и родителями были хорошие, мирные отношения. Именно при таких условиях он сможет нормально жить и развиваться.
Может он и хотел бы вести себя по-другому, но просто не может иначе, т.к. не знает, как. Поэтому, очень важно, чтобы родители обучали его «правильному» поведению. Ведь, кто как не они знает, что им не нравится в поведении малыша, а что хотелось бы видеть в своем ребенке.
2 Что такое «хорошо», что такое «плохо»
Практически все родители грешат определенным набором стандартных фраз:
- «Ты ведешь себя не красиво!»,
- «Веди себя нормально!» и пр.
Но ребенок не получает никакой информации о том, что именно вы подразумеваете под «нормальным» или «красивым» поведением, какими с вашей точки зрения должны быть его действия.
Чтобы понять, что чувствует в этот момент ваш малыш, предлагаем провести одно простое упражнение. Но важно, чтобы его выполняли оба родителя вместе.
Возьмите листок бумаги и ручку и составьте список из двух колонок. В левой колонке укажите, что не должен делать ваш ребенок, а в правой – что вы хотите видеть взамен, как конкретно ваш ребенок должен себя вести.
Желаемое поведение должно иметь положительную эмоциональную окраску и не должно содержать частицу «Не».
Например, это могло бы выглядеть так:
— Нежелательное поведение ребенка | + Хочу видеть в своем ребенке |
Много дерется | Если ему что-то не нравится, то он говорит об этом |
После того, как список будет готов, посмотрите на него и задумайтесь, не много ли у вас требований к самому младшему члену вашей семьи?
Задайте себе вопрос: «Будет ли то, что вы прописали в колонке «желаемое поведение», способствовать развитию вашего малыша?».
Подумайте, может ваше стремление изменить поведение ребенка связано с тем, что вы не хотите мириться с особенностями его темперамента?
А теперь вновь вернитесь к своему списку и выберите из него два – три пункта из первой колонки, которые на самом деле вас очень огорчают.
Вспомните. Подумайте. Проанализируйте – а в ребенке ли причина?
- имели ли место ситуации, когда ваш малыш ведет себя так, как вы того хотите?
- Насколько часто это происходит?
- Что помогает ребенку так себя вести?
- Подумайте, могут ли быть такие ситуации в жизни малыша, когда «неправильное поведение» может помочь ему?
- Что это за ситуации?
- Способен ли ребенок в своем возрасте показывать желаемое для вас поведение? Ведь он может быть еще слишком мал, чтобы долго сидеть в очереди в поликлинику или почти час спокойно ехать в общественном транспорте.
- Может «плохое» поведение связано с особенностями вашего ребенка? Возможно, малыш гиперактивный, а значит, он не может долго усидеть на оном месте и, к примеру, делать уроки. К таким детям нужен особый подход. А разве можно медлительного от природы ребенка заставить быстро собрать портфель в школу или убрать свои вещи? Конечно, нет! Особенности темперамента сказываются на поведении, и это следует брать во внимание при формировании «правильного» поведения у ребенка. К примеру, если вы утром спешите на работу, а ребенка нужно отвести в детский сад или школу, то медлительному сыну или дочери следует помочь собраться. А гиперактивному ученику при выполнении домашнего задания важно делать перерыв каждые 15 минут для физических нагрузок, например, прыжков или приседаний.
Как сформировать «правильное» поведение ребенка
Но, вернемся к процессу формирования «правильного» поведения
Как правило, дети слышат от родителей, как не надо делать. А вот информацию о том, чего от них хотят взрослые, практически не получают.
Дети очень привязаны к своим родителям и, как следствие, очень хотят им нравиться. Родители могут использовать это в своих интересах:
- Можно формировать у ребенка желательное поведение, применяя положительное подкрепление. Скажите своему ребенку о тех действия, которые укладываются в нужное поведение, так малыш уяснит, что поступает правильно.
- Любое «правильное» поведение ребенка следует поощрять. Если ваш малыш не убирает за собой игрушки, тогда всегда акцентируйте внимание на моменте, когда он убрал их или помог кому-то. Ваш ребенок — драчун, замечайте и говорите ему о том, когда он смог дружелюбно общаться с детьми на площадке.
Проверенные способы поощрения ребенка
- Улыбка, одобрительный жест, радостное восклицание.
- Словесное сообщение ребенку о чувствах, которые вы испытываете в этот момент: «Мне так приятно, что ты мне помог!» или «Я рада, что ты вежливо попросил меня!».
- Похвала в адрес малыша за совершенные «правильные» действия: «Какой ты у меня молодец, сложил все игрушки».
1 Ребенок должен знать, что он делает не так!
Вы не добьетесь нужного результата, если будете делать замечания своему ребенку в негативном ключе, стыдить его за какие-либо действия. Малыш просто не поймет, что он делает не так. Гораздо эффективнее будет сказать ему, как надо делать.
Например, вместо фразы: «Перестань так себя вести», следует попросить малыша не шуметь, потому что вы устали после работы и вам хочется немного отдохнуть.
2 Демонстрируйте ребенку «правильное» поведение
Личный пример – лучший учитель для детей. Если вы видите, что ваш ребенок таскает кошку за хвост или бьет собаку, вместо того, чтобы погладить ее, важно сразу отреагировать на его действия.
Но не спешите кричать и прибегать к наказанию. Возможно, он не знает, как правильно обращаться с животными. Просто возьмите руку малыша и покажите, как нужно гладить собаку или кошку.
3 Помогите ребенку достичь цели иным способом
Нежелательное поведение может быть просто стремлением детей чего-то добиться, другого способа они еще не знают.
Помогите своему ребенку в этом, покажите, как по-другому он может получить то, что хочет и решить свою проблему.
4 Научите ребенка словами выражать свои чувства
Когда малыш начинает «ныть», плакать или еще хуже впадать в истерику, скорее всего он не знает, как иначе донести до вас свои чувства и желания.
Помогите ему оформить свои чувства в слова и сказать вам чего ему хочется. Если в данный момент его потребность не может быть удовлетворена, то проявите сочувствие и помогите ребенку справиться с разочарованием.
Он должен понять, что окружение и общество в целом не всегда будут откликаться на его желания и потребности.
5 Обозначьте время и место для «неправильного» поведения
Совсем нежелательное поведение исключать из жизни ребенка не стоит, но его можно превратить в полезное действие для него.
- Например, любой психолог скажет вам, что крик или визг прекрасно снимают стресс и напряжение. Научите ребенка громко кричать в определенных игровых моментах.
- Дома запрещено скакать и бегать? Но можно это делать на детской площадке. Найдите места, где ребенок сможет удовлетворить свои потребности сполна.
6 Установите «красные линии» и расскажите о них ребенку
Каждый ребенок должен понимать, что есть «хорошо», а что «плохо» и научиться понимать различные реакции на свои поступки, принимать их и правильно с ними обходиться.
Границы в виде запретов должны присутствовать в жизни любого человека, а ребенка особенно. Ведь он только учиться жить в этом непростом мире.
Однако, их не должно быть слишком много, и они должны быть понятны для малыша. Категоричность родителям следует включать лишь тогда, когда может возникнуть угроза жизни и здоровью ребенка.
В иных случаях учитесь быть гибким, создавайте договоренности с вашим сыном или дочерью.
7 Дайте малышу время выполнить задание
Если вы адресовали ребенку какую-либо просьбу, не требуйте от него молниеносного исполнения. Дайте ему время справиться с вашим поручением. Учитесь договариваться и обучите этому своего ребенка.
Например, договоритесь, что как только он доиграет, то сразу же пойдет и вынесет мусор. Если малыш забыл о том, что вы его просили, стоит мягко напомнить ему.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет.
Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.