Детский психолог в Саратове
Прежде чем говорить об эмоциональном развитии ребенка, остановимся на том, что такое эмоции и какие они бывают.
У человека существует базовый набор эмоций, который дан ему с рождения. За их проявление отвечает одна из самых старых с точки зрения эволюции частей головного мозга – лимбическая система, в частности — миндалевидное тело.
Итак. Каждому человеку при рождении достается конкретный набор эмоций. У малышей – это комплекс определенных реакций на внутренние и внешние раздражители, проявляющиеся мимикой, движениями тела и голосом.
Первичные человеческие эмоции
Еще Ч. Дарвин определил шесть базовых эмоций человека: гнев, страх, счастье, грусть, удивление и отвращение. А в 1980 году К. Изард (американский психолог) дал описание десяти основным, качественно различным, эмоциям.
Эта классификация эмоций применяется до сих пор:
- радость;
- удивление;
- гнев;
- горе;
- интерес;
- отвращение;
- вина;
- стыд;
- страх;
- презрение.
Правила эмоционального развития ребенка
Как же взрослые могут помочь эмоциональному развитию ребенка?
В психологии выделяют три основных правила, призванных в этом помочь.
1 Минимизировать сдерживающее влияние
Дайте возможность ребенку как можно более полно и соответственно ситуации выражать свои эмоции. Основной задачей в этом случае является взаимодействие малыша с внешним и со своим внутренним миром. Он должен понимать и осознавать, что с ним в этот момент происходит.
2 Коммуникация с внутренним миром
В процессе выражения своих эмоция и чувств ребенку важно понимать, как появляются эмоции и отслеживать свое состояние при этом.
Когда родители дают своему малышу возможность свободно проявлять свои эмоции, то он начинает понимать, что они разрешены, мама и папа их принимают.
Это способствует осознанию им их ценности, как для себя, так и для родителей.
В случае, если складывается противоположная ситуация, ребенок лишается связи со своим внутренним миром, подавляет свои эмоции.
Это может способствовать появлению неблагоприятных симптомов.
Кроме того, в этом случае, малыш лишается возможности научиться проявлять свои чувства и эмоции соответственно определенной ситуации.
3 Коммуникация с внешним миром
Проявление эмоций напрямую связано со сферами коммуникации и мотивации. Проявляя свои эмоции, ребенок учится взаимодействовать не только с родителями, но и с ближайшим окружением и обществом в целом.
Благодаря эмоциям он отчетливей понимает свой внутренний мир, тем самым осознавая, что испытывать и выражать эмоции – это нормально, какими бы они не были.
Родители должны понимать, что ребенку важно не только чувствовать, но и уметь выражать свои эмоции. Ведь от этого зависит его поведение.
А, следовательно, чтобы понять причины того или иного поступка ребенка, важно изначально понять, какие чувства он испытывает в данный момент.
Основным правилом в воспитании детей до начала ХХ было: «Детей должно быть не видно, неслышно».
Такой подход значительно затруднял детскую социализацию и полностью исключал взаимопонимание между детьми и родителями.
Развиваем эмоциональное развитие ребенка пошагово
1 Выражение эмоций посредством голоса, телодвижений и мимики
- Малыши улыбаются, агукают, издают радостные визги, и активно двигаются. Таким образом, они проявляют, показывают свой интерес и радость.
- А когда плачут и кричат – демонстрируют гнев и недовольство.
Когда ребенок взрослеет, чтобы такое проявление эмоций не закрепилось, родителям необходимо корректировать эти действия, помочь ребенку научиться адекватно выражать свои эмоции: «Ты злишься, я тебя понимаю. Но, пожалуйста, не надо бить рукой, лучше побей подушку», «Я вижу, что ты волнуешься, но не надо кричать, давай лучше подышим глубоко несколько раз и успокоимся»
Для любого человека, и для ребенка, в том числе, важно выражать любые эмоции – и позитивные, и негативные. И если даже ребенок еще не умеет говорить, важно даже в этом возрасте, объяснять ему их проявление, называя правильно: «ты радуешься солнышку», «ты испугался собаки», «тебе интересно» и пр.
Так же следует поступать, если малыш уже разговаривает, ведь он уже начинает выражать свои эмоции в словесной форме и ваши действия ему помогут: «Мама, я очень люблю молоко», «Папа, я испугался собаку» и пр.
Это тот период, когда дети активно выражают свои эмоции как вербально, таки не вербально, и его действия могут быть как у младенца: ребенок будет кричать, улыбаться, кусаться. Но к ним уже добавляются односложные слова: «не люблю», «нет» и пр.
Поэтому перед родителями стоят две сложные, но взаимосвязанные задачи:
- Первое, необходимо позволять ребенку выражать свои эмоции и научить его сдерживать их в некоторых моментах.
- А второе, научить его называть и объяснять эмоции, которые он испытывает.
2 Усиление положительного воздействия
Задача родителей – делать все для того, чтобы их ребенок проявлял интерес к миру и получал от этого удовольствие.
- Ситуация интереса – важная составляющая в развитии ребенка. Родители, как правило, примеряют свои правила и полученные знания на детей, ведь никто не хочет, чтобы дети повторили их ошибки.
- Но, значительно больше пользы ребенку принесет ситуация, когда мама и папа прислушиваются к своему малышу и понимают, что ему интересно.
- Если родители понимают и ценят интересы малыша, то это поможет ему в будущем: выбрать увлечение по душе, правильно сделать профессиональный выбор, создать счастливую семью.
- Интерес способствует удовлетворению потребностей ребенка. Это формирует у него чувство удовлетворенности, а значит, он будет доволен, будет улыбаться и радоваться. Это и хотят родители.
- Важно понимать, что внутренний мир ребенка только формируется и в нем очень много надежды и радостей, нежели страха и злости.
Свой интерес и удовлетворенность, а также удивление, если оно не связано со страданием, ребенок выражает посредством ведущей для этого возраста деятельности – игры.
3 Минимизация негативных эмоций
Ребенку, как и любому человеку, важно уметь проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции.
Однако, некоторые родители пытаются сдерживать проявление негативных эмоций у своих детей. Это большая ошибка.
- Важно устранять причины появления таких эмоций, а нее сдерживать их. К отрицательным эмоциям можно отнести: гнев, страх, стыд, печаль, отвращение.
- Их родители должны воспринимать как призыв о помощи, показывая их. Ребенок говорит: «Мне плохо». В жизни встречается множество факторов, которые могут привести к проявлению негативных эмоций.
- Если ребенок заплакал, то мама или папа должны понять причину его поведения и ликвидировать ее. Так ваш малыш поймет, что его эмоции важны для родителей, что они всегда придут ему на помощь.
- Понимая, что поддержка от родителей в таких ситуациях будет всегда, ребенок станет более спокойным и вскоре научится сам справляться с причинами «плохих» эмоций.
- Неважно, какая отрицательная эмоция в данный момент одолела вашего ребенка. Родителям важнее понять ее причину и минимизировать ее. Однако, такие действия родителей вовсе не предполагают стремление огородить малыша от боли и возможных разочарований. Это просто невозможно осуществить.
Родители должны следить, чтобы стыд, страх не оказывали влияние на поведения малыша, т.е. не следует вызывать эти эмоции в целях воспитания.
- Страх – весьма сильная негативная эмоция, она может буквально отравлять ребенку жизнь и серьезно травмировать его. Если ребенок оказался в ситуации, где ему может грозить опасность, например, на краю обрыва или у открытого огня, не стоит пугать его, а следует просто и спокойно объяснить, почему здесь опасно.
- Вызывая у малыша чувство стыда, родители понижают его самооценку. Больший положительный эффект для развития его психики принесет поощрение и похвала, у ребенка появится чувство удовлетворения и интерес.
Специалисты-психологи считают, что понимание тех причин, которые вызывают отрицательные эмоции, значительно повышает эффективность психотерапевтической работы, когда клиент обучается навыкам преодоления, а не избегания, стрессовых ситуаций.
На начальном этапе психотерапии пациент учится улавливать и различать эмоции, а также находить и осознавать причину их появления. А уже впоследствии – приобретает навык справляться с ними и контролировать их.
Все в мире взаимосвязано, и отрицательные и положительные эмоции тоже находятся во взаимосвязи друг с другом. Ведь, как бы странно это не звучало, порой, чтобы испытать эмоцию со знаком плюс, часто необходимо пережить какую-либо стрессовую ситуацию.
Если говорить о наказаниях физического характера, то следует отметить, что они также тесным образом связаны с эмоциями человека.
Такие действия по отношению к ребенку вызывают у него те чувства, которые он совсем не хотел бы испытывать. Малыш может нарушить существующие в семье правила, следуя за интересом, это способствует его развитию.
А родители, не разобравшись в причинах, применили к нему физическое наказание. И что? Вместо удовлетворения, он испытывает стыд, боль и даже страх.
В статье мы постарались подробно осветить врожденные эмоции человека. На самом первом этапе развития – это, как правило, лишь ответная реакция ребенка на любые импульсы извне.
Но, по мере взросления, такие реакции, вступая во взаимодействия с опытом, создают сложный комплекс различных эмоций. Эта эмоциональная система и определяет поведение человека
Искренне надеемся, что материал статьи поможет вам, уважаемые родители в воспитании и развитии вашего ребенка.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет.
Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.