Советы детского психолога
Психологическое насилие вообще — серьёзная проблема современного общества. И нередко взрослые люди даже не осознают, что их действия — это психологическое насилие над собственными детьми
Воспитание детей – это сложный процесс, который требует терпения, понимания и гибкости. У многих родителей часто возникает вопрос: «Допустимо ли бить своего ребенка?»
- Как правило, каждый родитель самостоятельно отвечает на этот вопрос, опираясь на свой детский опыт.
- Специалисты по детской психологии категоричны в этом вопросе: любое физическое насилие над ребенком способно оказывать только краткосрочный эффект послушания, которое, к слову, считается мнимым. Однако, такое вмешательство в воспитание оставляет глубокую рану в душе ребенка, которая не заживет никогда.
Но в статье мы остановимся на другом, не менее страшном явлении в семье – психологическое насилие над ребенком.
Однако, такой вид насилия формирует пропасть ненависти и непонимания между ребенком и взрослым.
Мы постараемся донести и обосновать, почему психологическое насилие над ребенком категорически недопустимо и расскажем, как правильно коммуницировать с ним, тем самым, постараемся расширить психологические знания родителей.
Формы психологического насилия
В психологии определяют пять основных форм психологического насилия:
1. Изоляция
Такой вид психологического насилия сводится к ограничению социальных контактов ребенка, взрослый устанавливает тотальный контроль: за тем, с кем общается ребенок; пресекает любую его дружбу с другими детьми; или установление доверительных отношений с кем-либо из взрослых.
Крайняя форма изоляции – ограничение ребенка в общении с родителями. Все это приводит к тому, что ребенок попадает в своеобразный вакуум и у него формируется состояние полного одиночества.
2. Отвержение
В этом случае родители просто отказываются брать на себя свою основную обязанность – удовлетворять потребности ребенка и признавать его ценности.
Кроме того, они полностью отрицают право ребенка обращаться к ним с какими-либо просьбами
3. Игнорирование
Родитель забирает у ребенка одно из главного условий его нормального психического развития – обратную связь от значимого взрослого.
Иными словами, ребенок не получает никакой реакции на свои просьбы и поведение. Игнор, как правило, является результатом эмоционального непринятия ребенка родителями, ошибочной педагогической стратегии воспитания или отклонениями в психике родителей.
4. Систематическая словесная агрессия
Регулярные вербальные унижения и угрозы в адрес своего ребенка – это так называемое терроризирование, как вид психологического насилия.
Такая тактика, которая предполагает даже угрозы отказаться от ребенка, приводит к появлению у него чувство тревоги и постоянного страха.
Как следствие, у ребенка формируется враждебность к окружающему миру. Терроризм – это еще и запугивание ребенка враждебными действиями со стороны других людей.
Удивительно, но взрослые воспринимают это, как заботу о своем ребенке.
5. Вовлечение ребенка в антисоциальные действия
Что в принципе искажает процесс социализации ребенка – это не что иное, как развращение.
Следствием этого является формирование и закрепление у ребенка девиантного поведения.
Как результат – ребенок совершенно не принимает принятые в обществе нормы морали, правила поведения и становится социально дезадаптированным.
Родители, которые не умеют выстраивать конструктивный диалог с ребенком и не получают удовольствия от общения с ним, чаще всего понимают, что делают что-то не так, что совершают ошибки в воспитании.
Но на волне преобладания отрицательных эмоций повторяют их снова и снова. А постоянное чувство неудовлетворенности приводит к тому, что родители начинают воспринимать совершенно обычные трудности в воспитании как глобальные проблемы.
Кроме того, многие родители, как правило, дают только субъективную оценку ситуации, что не дает им возможности выбрать правильную педагогическую стратегию и следовать ей в процессе воспитания своего ребенка.
Это приводит к тому, что любое взаимодействие со своим отпрыском вызывает у них только отрицательные эмоции. А это, в свою очередь, формирует у родителей чувство отвержения собственного ребенка, они воспринимают все его действия, как специально направленные на то, чтобы досадить им, а его как неблагодарного.
Такие родители практически всегда прибегают к наказаниям ребенка, считая, что это самый эффективный и универсальный метод педагогического воздействия на него.
Поэтому, конечной целью воспитания родители считают не развитие ребенка и его успешную социализацию, а облегчение своей жизни.
Детская психология уже однозначно доказала, что для нормального психического и физического развития малыша особое значение имеют эмоционально теплые отношения между ним и родителями в начальный период его жизни.
Если ребенок недополучает эмоциональную поддержку от родителей или полностью лишен ее, то это и есть психологическое насилие, способствующие формированию поведенческих и психических расстройств у малыша, которые дадут о себе знать в подростковом периоде.
Чаще всего, такие дети впоследствии сами оказываются плохими родителями, так как не в состоянии установить доверительные и теплые отношения со своими детьми.
Последствия психологического насилия над детьми
- заниженная самооценка у ребенка;
- агрессивное поведение в отношении, как к сверстникам, так и взрослым (учителя, родители);
- отставание психического развития ребенка;
- высокий уровень тревожности;
- снижение интеллектуального уровня;
- импульсивность;
- низкий уровень (или отсутствие) контроля над своим поведением;
- наличие трудностей в общении со сверстниками, другими людьми;
- отсутствие способности устанавливать теплые и доверительные отношения с окружающими.
Результатом такого поведения взрослых является появление проблемы с самооценкой у ребенка.
Недостаток, а в некоторых случаях и полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, побуждает ребенка искать иные способы привлечения внимания с их стороны:
- делинквентное (антиобщественное, противоправное) поведение,
- уход в мир иллюзий и фантазий,
- агрессия, как в отношении окружающих, так и самого себя.
Очевидно, что таким путем ребенок не стабилизирует свой эмоциональный фон, а наоборот расшатывает его, что может привести его к состоянию повышенной тревоги или даже вызвать депрессию.
Обычно, психологическое насилие над ребенком не привлекает внимание социальных структур, родителей не лишают родительских прав за такое отношение к своему ребенку и не привлекают их к уголовной ответственности.
Это объясняется следующими причинами:
- Во-первых, психологическое насилие очень сложно выявить.
- Во-вторых, не меньшие трудности вызывает процесс обоснования действий родителей как жестокое обращение, и применения к ним соответствующих законных санкций, использования необходимых средств для защиты ребенка. Это связано с тем, что негативные последствия жесткого поведения родителей в отношении ребенка, как правило, проявляются спустя длительное время.
- В-третьих, нет четких границ, которые отделяли бы допустимые дисциплинарные меры в отношении ребенка от психологического насилия. Трудности возникают и в определении уровня тяжести психологического насилия, согласно которому можно привлечь родителей к административной или даже уголовной ответственности, либо могут служить серьезным основанием для лишения их родительских прав.
В такой ситуации детские психологи, основную надежду возлагают на работу по психологическому просвещению родителей, в частности, и взрослых вообще, а также на профилактические мероприятия в этом направлении.
Такая работа может быть организована специальными организациями, занимающимися вопросами защиты прав детей и средствами массовой информации.
Важно понимать, что эмпатия родителей по отношению к своему ребенку, к его потребностям и интересам, наличие позитивных эмоций в процессе общения с ним, ведет к появлению взаимной привязанности и более теплым и внимательным отношениям.
Такая стратегия поведение целиком и полностью отвечает интересам и потребностям маленького члена общества и способствует его правильному воспитанию, значительно облегчая этот процесс для родителей.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.