Советы детского психолога

Психологическое насилие вообще — серьёзная проблема современного общества. И нередко взрослые люди даже не осознают, что их действия — это психологическое насилие над собственными детьми

Воспитание детей – это сложный процесс, который требует терпения, понимания и гибкости. У многих родителей часто возникает вопрос: «Допустимо ли бить своего ребенка?»

  • Как правило, каждый родитель самостоятельно отвечает на этот вопрос, опираясь на свой детский опыт.
  • Специалисты по детской психологии категоричны в этом вопросе: любое физическое насилие над ребенком способно оказывать только краткосрочный эффект послушания, которое, к слову, считается мнимым. Однако, такое вмешательство в воспитание оставляет глубокую рану в душе ребенка, которая не заживет никогда.

Но в статье мы остановимся на другом, не менее страшном явлении в семье – психологическое насилие над ребенком.

Психологическое насилие сложно распознать визуально, оно, как правило, носит тихий характер, поэтому не привлекает внимание окружающих.

Однако, такой вид насилия формирует пропасть ненависти и непонимания между ребенком и взрослым.

Мы постараемся донести и обосновать, почему психологическое насилие над ребенком категорически недопустимо и расскажем, как правильно коммуницировать с ним, тем самым, постараемся расширить психологические знания родителей.

Формы психологического насилия

В психологии определяют пять основных форм психологического насилия:

1. Изоляция

Такой вид психологического насилия сводится к ограничению социальных контактов ребенка, взрослый устанавливает тотальный контроль: за тем, с кем общается ребенок; пресекает любую его дружбу с другими детьми; или установление доверительных отношений с кем-либо из взрослых.

Крайняя форма изоляции – ограничение ребенка в общении с родителями. Все это приводит к тому, что ребенок попадает в своеобразный вакуум и у него формируется состояние полного одиночества.

2. Отвержение

В этом случае родители просто отказываются брать на себя свою основную обязанность – удовлетворять потребности ребенка и признавать его ценности.

Кроме того, они полностью отрицают право ребенка обращаться к ним с какими-либо просьбами

3. Игнорирование

Родитель забирает у ребенка одно из главного условий его нормального психического развития – обратную связь от значимого взрослого.

Иными словами, ребенок не получает никакой реакции на свои просьбы и поведение. Игнор, как правило, является результатом эмоционального непринятия ребенка родителями, ошибочной педагогической стратегии воспитания или отклонениями в психике родителей.

4. Систематическая словесная агрессия

Регулярные вербальные унижения и угрозы в адрес своего ребенка – это так называемое терроризирование, как вид психологического насилия.

Такая тактика, которая предполагает даже угрозы отказаться от ребенка, приводит к появлению у него чувство тревоги и постоянного страха.

Как следствие, у ребенка формируется враждебность к окружающему миру. Терроризм – это еще и запугивание ребенка враждебными действиями со стороны других людей.

Удивительно, но взрослые воспринимают это, как заботу о своем ребенке.

5. Вовлечение ребенка в антисоциальные действия

Что в принципе  искажает процесс социализации ребенка – это не что иное, как развращение.

Следствием этого является формирование и закрепление у ребенка девиантного поведения.

Как результат – ребенок совершенно не принимает принятые в обществе нормы морали, правила поведения и становится социально дезадаптированным.

Родители, которые не умеют выстраивать конструктивный диалог с ребенком и не получают удовольствия от общения с ним, чаще всего понимают, что делают что-то не так, что совершают ошибки в воспитании.

Но на волне преобладания отрицательных эмоций повторяют их снова и снова. А постоянное чувство неудовлетворенности приводит к тому, что родители начинают воспринимать совершенно обычные трудности в воспитании как глобальные проблемы.

Кроме того, многие родители, как правило, дают только субъективную оценку ситуации, что не дает им возможности выбрать правильную педагогическую стратегию и следовать ей в процессе воспитания своего ребенка.

Это приводит к тому, что любое взаимодействие со своим отпрыском вызывает у них только отрицательные эмоции. А это, в свою очередь, формирует у родителей чувство отвержения собственного ребенка, они воспринимают все его действия, как специально направленные на то, чтобы досадить им, а его как неблагодарного.

Такие родители практически всегда прибегают к наказаниям ребенка, считая, что это самый эффективный и универсальный метод педагогического воздействия на него.

Поэтому, конечной целью воспитания родители считают не развитие ребенка и его успешную социализацию, а облегчение своей жизни.

Каждая форма психологического насилия имеет свои особенные последствия, как ближайшие, так и отсроченные. Такие последствия находятся в прямой зависимости от возраста ребенка и периода, когда он подвергся жестокому обращению со стороны взрослых.

Детская психология уже однозначно доказала, что для нормального психического и физического развития малыша особое значение имеют эмоционально теплые отношения между ним и родителями в начальный период его жизни.

Если ребенок недополучает эмоциональную поддержку от родителей или полностью лишен ее, то это и есть психологическое насилие, способствующие формированию поведенческих и психических расстройств у малыша, которые дадут о себе знать в подростковом периоде.

Чаще всего, такие дети впоследствии сами оказываются плохими родителями, так как не в состоянии установить доверительные и теплые отношения со своими детьми.

Последствия психологического насилия над детьми

  • заниженная самооценка у ребенка;
  • агрессивное поведение в отношении, как к сверстникам, так и взрослым (учителя, родители);
  • отставание психического развития ребенка;
  • высокий уровень тревожности;
  • снижение интеллектуального уровня;
  • импульсивность;
  • низкий уровень (или отсутствие) контроля над своим поведением;
  • наличие трудностей в общении со сверстниками, другими людьми;
  • отсутствие способности устанавливать теплые и доверительные отношения с окружающими.
Чаще всего психологическое насилие выражается в вербальном оскорблении ребенка, навешивании на него ярлыков и негативной оценки любых его действий со стороны значимых взрослых: родителей, педагогов, воспитателей и пр.

Результатом такого поведения взрослых является появление проблемы с самооценкой у ребенка.

Недостаток, а в некоторых случаях и полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, побуждает ребенка искать иные способы привлечения внимания с их стороны:

  • делинквентное (антиобщественное, противоправное) поведение,
  • уход в мир иллюзий и фантазий,
  • агрессия, как в отношении окружающих, так и самого себя.

Очевидно, что таким путем ребенок не стабилизирует свой эмоциональный фон, а наоборот расшатывает его, что может привести его к состоянию повышенной тревоги или даже вызвать депрессию.

Обычно, психологическое насилие над ребенком не привлекает внимание социальных структур, родителей не лишают родительских прав за такое отношение к своему ребенку и не привлекают их к уголовной ответственности.

Это объясняется следующими причинами:

  • Во-первых, психологическое насилие очень сложно выявить.
  • Во-вторых, не меньшие трудности вызывает процесс обоснования действий родителей как жестокое обращение, и применения к ним соответствующих законных санкций, использования необходимых средств для защиты ребенка. Это связано с тем, что негативные последствия жесткого поведения родителей в отношении ребенка, как правило, проявляются спустя длительное время.
  • В-третьих, нет четких границ, которые отделяли бы допустимые дисциплинарные меры в отношении ребенка от психологического насилия. Трудности возникают и в определении уровня тяжести психологического насилия, согласно которому можно привлечь родителей к административной или даже уголовной ответственности, либо могут служить серьезным основанием для лишения их родительских прав.

В такой ситуации детские психологи, основную надежду возлагают на работу по психологическому просвещению родителей, в частности, и взрослых вообще, а также на профилактические мероприятия в этом направлении.

Такая работа может быть организована специальными организациями, занимающимися вопросами защиты прав детей и средствами массовой информации.

Важно понимать, что эмпатия родителей по отношению к своему ребенку, к его потребностям и интересам, наличие позитивных эмоций в процессе общения с ним, ведет к появлению взаимной привязанности и более теплым и внимательным отношениям.

Такая стратегия поведение целиком и полностью отвечает интересам и потребностям маленького члена общества и способствует его правильному воспитанию, значительно облегчая этот процесс для родителей.

Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мирев психологических хитросплетениях своих семейных связейв проблемах воспитания детей или в отношениях с подросткамиобращайтесь к нам.

Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.

Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.

Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.