Софофобия – это страх учебы. Как правило, такой страх больше всего свойственен детям, особенно тем, кто в первый раз переступил школьный порог.
Причина такой проблемы заключается в том, что ребенок не готов к школе, т.е. его личность интеллектуально и психологически не созрела для учебной деятельности.
Первоклассника страшит лишь одна только мысль о том, что требуется каждый день посещать школьные занятия, да еще и делать домашние задания.
Накаляют ситуацию и сами родители, которые твердят малышу, как важно учиться и получать только хорошие оценки.
Что же такое софофобия?
Это страх обучения, усвоения новых знаний и умений, который не объясним с точки зрения логики. Это, своего рода, паника, связанная с самим процессом обучения и образовательными организациями.
Человек, страдающий софофобией, избегает ВУЗов, колледжей, школ и пр. У некоторых людей данная фобия проявляется лишь в боязни обучения в учебных заведениях, а кто-то боится даже процесса самообразования.
Одни испытывают страх перед конкретным предметом и всем, что связано с ним. К примеру, боязнь математики может одновременно сопровождаться страхом перед линейкой, видом формул и пр.
Причиной этого может быть невозможность освоения программы, непонимание материала или же конфликт с преподавателем.
Есть люди, у которых страх вызывает процесс обучения в комплексе, человек боится вида парт, самого здания учебного заведения, тетрадей, доски и пр.
Что может скрываться за страхом учебы
- страх не оправдать чих-то ожиданий, разочаровать кого-то;
- боязнь неудач и провалов;
- конфликтные отношения с педагогами;
- страх перед критикой, неодобрением;
- боязнь коллектива, страх перед возможным буллингом;
- боязнь потери признания и любви.
Такой страх касается разных моментов и ситуаций. Кого-то страшит поступление и учеба в высшем учебном заведении, а у кого-то он касается учебы за рубежом или в другом городе. Человека может пугать страх перемен, чего-то нового.
Интересно, что боязнь учебы как таковой формируется в 12 лет, а вот ярко показывает себя только в подростковом периоде.
Особенности страха перед учебой
Любая фобия, и софофобия не является исключением, показывает себя на соматическом и психологическом уровнях.
Симптомы соматического характера при страхе учебы:
- аритмия;
- учащенное сердцебиение;
- боли в области груди;
- одышка и состояние удушья;
- повышенное мышечное напряжение, вызывающее боль;
- дрожь и тремор в руках и ногах;
- тошнота, сопровождающаяся рвотой;
- частые позывы к мочеиспусканию;
- не проходящая сухость в ротовой полости;
- панические атаки;
- диспепсия.
Нарастание симптоматики наблюдается перед выходом из дома и на пороге учебного заведения. Повышение уровня страха перед учебой обостряет все симптомы, что сказывается на изменении поведения.
Ребенок начинает сильно нервничать и стремиться убежать от школы как можно дальше и спрятаться.
Психологические симптомы страха перед учебой:
- состояние пессимизма;
- чувство безысходности и обреченности;
- состояние беспокойства и напряжение хронического характера;
- снижение умственных способностей;
- уверенность в том, что все будет плохо и хорошего ждать не стоит;
Софофобия влияет на уровень внимания и памяти, понижая его, что отражается на успеваемости и отрицательно сказывается на проявлении фобии.
Стандартная фраза, которую регулярно произносит школьник с софофобией – это: «Все плохо, учителя только ругают, одноклассники плохо ко мне относятся, у меня ничего не получается».
В такой ситуации он ищет любые пути, чтобы избежать похода в школу: врет, не доходит до школы и гуляет по улицам, симулирует различные проблемы со здоровьем, у него даже могут возникнуть вполне реальные психосоматические симптомы.
Во взрослом возрасте человек с таким страхом, желая себя оправдать, уверяет окружающих, что он все знает и умеет, что учиться ему совершенно не нужно.
Он говорит о том, что его не интересует карьерный рост, а новая интересная работа тоже не привлекает, он сторонник стабильности.
Причины, способствующие появлению и развитию страха перед учебой
Страх учебы формируется на этапе детства. Причины могут быть различны, и поделены на ряд групп по принципу «с кем взаимодействует ребенок»: отношения со сверстниками, родителями и педагогами. Остановимся на классификации подробнее.
1. Отношения со сверстниками
- Ребенок находится на позиции изгоя в классе, подвергается унижениям со стороны одноклассников, что порождает у него устойчивые ассоциации негативного характера между своим эмоциональным состоянием и обучением в школе.
- Буллинг со стороны одноклассников.
Первые две причины указывают на то, что ребенка страшит не процесс обучения, а контакт с одноклассниками.
Такой ученик спокойно может находиться на домашнем обучении, но будет отказываться ходить в школу, а затем в колледж и в ВУЗ.
Однако, может иметь место и еще один сценарий:
- Ученик подвергается негативному отношению со стороны одноклассников по причине своей хорошей успеваемости и отличных оценок по предметам. Такая ситуация может заставить его сознательно начать учиться хуже, чтобы не выделяться среди одноклассников.
2. Отношения с родителями
- Регулярные наказания и критика со стороны родителей.
- Предъявление завышенных требований к ребенку.
- Некоторые родители лаской и любовью формирует у ребенка четкое убеждение, что только хорошей оценкой он сможет заслужить любовь родителей.
- А некоторые мамы и папы доносят до ребенка это посредством силы, прибегая к наказанию за плохие оценки.
- Это формирует у ученика полное отвращение к самому процессу обучения и нежелание получать знания.
3. Отношения с педагогами
- В процессе обучения требуется использовать индивидуальный подход, ведь все дети разные и имеют свои особенности. Но не все учителя придерживаются данного правила. Это приводит к тому, что робкие и застенчивые ученики могут стать объектом негодования и осуждения со стороны педагога, нередко это происходит перед всем классом.
- Некоторых учителей характеризует низкий уровень компетентности и педагогической культуры.
- Отрицательно на психике ребенка сказывается авторитарный или попустительский подход в обучении со стороны педагога. Все это провоцирует конфликтные ситуации между учеником и учителем и, как следствие, ребенок отказывается посещать школу.
- Заболевания психики и органические поражения
- Гиперактивность и синдром дефицита внимания могут способствовать появлению проблем с адаптацией ребенка к школе и сказаться на успеваемости.
- Чрезмерная строгость педагога, неинтересные и скучные уроки, и регулярные учебные неудачи приводят к формированию и развитию софофобии.
Это может быть единичный неразрешенный конфликт в школе, а может — уже сложившаяся ситуация оформившихся страхов и неврозов относительно учебного процесса.
Как избавиться от страха к учебе и всему, что с ней связано
В процессе борьбы со страхом к учебе применяют гипноз и методы нейролингвистического программирования (НЛП). Однако, это не единственные технологии, которые эффективно работают с данным видом страха.
Важно отметить, что в процессе терапии для пациента крайне важна поддержка родителей и ближайшего окружения. Кроме того, большое значение имеет и желание самого человека избавиться от софофобии.
Если процесс носит запущенный характер, то для минимизации основных симптомов назначают седативные препараты и транквилизаторы.
Помощь родителей и самостоятельная борьба со страхом к учебе
Если родители заметили у ребенка признаки софофобии, то им стоит обратиться за помощью к психологу или своими силами решить данную проблему.
Однако, специалисты не рекомендуют самостоятельно исследовать страхи ребенка перед учебой. Психологи предлагают родителям изначально признать, что проблема существует, обратиться к специалисту за помощью и следовать индивидуальным рекомендациям в ходе коррекционной работы.
Программа коррекционных мероприятий имеет три основных вектора:
- собственно, работа с учеником;
- коррекционные мероприятия с семьей ребенка: следует наладить и правильно выстроить отношения в семье, создать благоприятный психологический климат;
- оказание помощи ученику в адаптации к новым условиям и вхождению в коллектив.
Как справиться со страхом к учебе — советы психолога
Детские и подростковые психологи изначально предлагают родителям прислушаться к своему ребенку, к его желаниям. Может потребоваться просто поменять школу или же записать ребенка в какую-либо секцию или кружок, согласно его интересам.
Важно дать ребенку самому выбрать, чем он будет заниматься в свободное от учебы время. Возможно, родителям стоит обратить внимание на альтернативные формы обучения или, исходя из предпочтений ребенка, перевести его в класс с углубленным изучением какого-либо предмета.
Как избавиться от страха учебы в другом городе
- Прежде чем отправиться на учебу в другой город, выясните, может кто-то из ваших одноклассников тоже отправляется в данный населенный пункт. Не теряйте эту связь.
- Сохранить существующие социальные связи: как можно чаще общайтесь со своими близкими по телефону или посредством различных интернет-платформ. Общение с близкими – это ваш ресурс и поддержка.
- Поищите на просторах Интернета своих будущих одногруппников или одноклассников, познакомьтесь. Так вам будет не одиноко на новом месте.
- Приехав в новый город, найдите себе хобби по интересам и единомышленников. Это может ваше любимое увлечение, которым вы занимались в своем родном городе или же вы можете выбрать что-то новое, чем давно мечтали заняться.
- Не стоит изменять себя – следует просто быть самим собой и не стремиться понравиться всем и всем угодить.
- Адекватно оценивайте свои действия, поступки и способности.
Как избавиться от страха учебы за рубежом
- Придерживайтесь всех советов из выше указанного списка.
- Мыслите в реальном времени и решайте проблемы по мере их возникновения.
- Примите как данность, что страх перед будущим носит иррациональный характер. Никому не дано знать на 100%, что с нами будет завтра. Однако, мы вполне можем планировать свой день и придерживаться плана. Например, включить в список дел какую-либо экскурсию или покупку необходимых книг, поход в кино или встречу с друзьями.
- Больше общайтесь с местным населением. Ходите по магазинам, даже если ничего не собираетесь покупать, посещайте клубы по интересам и кружки.
- Не стоит забывать и знаменитый принцип «шести рукопожатий». Поговорите со своими знакомыми перед отъездом, по поводу того, есть ли у них друзья в стране, в которую вы отправляетесь. Если нет, то пусть они спросят у своих знакомых, а те у своих. Так вы обязательно найдете себе поддержку в чужой стране на первое время.
- Верьте в то, что все проблемы можно решить и преграды преодолеть. Важно понять для себя, хотите ли вы решать и преодолевать.
- Всегда помните о том, для чего вы приехали в другую страну, какова ваша главная цель. Настраивайте себя на хороший лад, вспоминая свои прошлые успехи и достижения в учебе, и старайтесь мыслить конкретными категориями: не стоит внушать себе, что у вас ничего не получиться, лучше говорите, что у меня не получается что-то конкретное, но я могу предпринять определенные действия, чтобы все получилось.
Основная задача студента в такой ситуации не зацикливаться на неудачах, а мыслить на перспективу и адекватно оценивать реальное положение дел.
Справиться со страхом перед учебой помогут новые знакомства, общение с людьми и интересные занятия.
Арт-терапевтические техники, как способ избавиться от софофобии
Арт-терапевтические методики отлично работают при лечении и коррекции поведения детей и подростков. Все техники подбираются психологом индивидуально:
- рисование,
- музо-терапия,
- театр,
- лепка,
- аппликация,
- коллаж и пр.
На первом этапе психолог, анализируя результаты творческой деятельности пациента, выявляет основную причину страха.
А затем, идет проработка ситуации, в ходе которой специалист помогает ребенку справиться со своим страхом.
Арт-терапевтические методы дают возможность человеку самореализоваться, направить свою энергию в сторону творчества, показать все свои возможности и таланты.
Арт – терапия способствует снижению уровня тревожности, минимизирует стрессовые состояния.
Когнитивно-поведенческий подход к избавлению от страха учебы
Как правило данный вид терапии используется в работе со взрослыми клиентами.
- Работа психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту определить негативные паттерны поведения и установки.
- В ходе сеансов специалист, вместе с клиентом, проводит анализ ситуаций, которые вызывают страх, выявляют его причины.
- После определения причины и проработки травмирующей ситуации, психолог учит клиента техникам релаксации и саморегуляции, разбирает с ним новые, экологичные приемы борьбы со стрессом.
- Благодаря психотерапевтическим сессиям клиент начинает видеть все преимущества процесса обучения, его ценность и значимость для жизни.
- На заключительном этапе клиент вместе с психологом составляет список ситуаций, которые являются пугающими для него.
- И в процессе терапии клиент под контролем психолога сближается со своими страхами, используя новые приемы реагирования на ситуацию.
Чем опасно развитие страха перед учебой
Исходя из типа страха, который присущ человек, у него возникают разного рода осложнения.
- В том случае, если клиента страшит сам процесс обучения, то в будущем он не сможет освоить новые должностные обязанности, справиться с новыми компьютерными программами, которые необходимы для работы, освоить новые гаджеты и пр.
- Если страх связан с присутствием в коллективе, то человеку сложно посещать обучающие семинары и тренинги, вызывает серьезные сложности и нахождение в рабочем коллективе.
- Страх учебы отрицательно сказывается на уровне и качестве жизни человека. Многие, страдающие софофобией, могут учиться самостоятельно, однако, в будущем найти работу им будет весьма проблематично, ведь работодатель обязательно затребует документ об образовании.
- Софофоб не может пройти курсы повышения квалификации и получить новую специальность посредством переподготовки.
Все это тормозит его карьерный рост и профессиональное развитие. Процесс обучения и получения новых знаний проходит ежедневно и не оставляет человека даже в быту – мы все время чему-то учимся. Это большая проблема для того, кто страдает страхом обучения – его жизнь превращается в сплошной кошмар.
Важно! Данный недуг в сочетании с конфликтными отношениями с близкими, педагогами или одноклассниками может спровоцировать ребенка на уходы из дома, развитие депрессивных состояний и даже суицидальные попытки.
Меры по профилактике страха учебы – советы психолога
- Родителям всегда следует учитывать интересы ребенка, не стоит заставлять его делать то, что нравиться им или реализовывать несостоявшиеся родительские мечты.
- Заниматься профилактикой страха перед учебой необходимо начинать с детства.
- Категорически неприемлемо наказывать ребенка за плохие оценки.
- Не допускайте ультиматумов и манипуляций при взаимодействии с ребенком по поводу учебы, типа: «получишь пять, тогда и велосипед купим».
- Главное, что должны сделать родители – это выяснить причины низкой успеваемости своего школьника. Это может быть конфликт с учителем и его некомпетентность, а может, ваш ребенок просто не наделен склонностью к данному предмету. Обращайте внимание на то, что говорит ваш школьник, прислушивайтесь к его проблемам.
- Обязательно следует научить его экологичным способам разрешения конфликта, оказывать ему поддержку.
Родители должны направлять малыша в его развитии с учетом индивидуальных особенностей и интересов.
Задача родителей донести до своего ребенка важность обучения для будущего. Можно сослаться на свой личный опыт, использовать различные положительные примеры из жизни.
Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.
Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогут вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.
Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.
Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет.
Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.