Психологическая помощь, советы психолога чаще всего требуется людям, которые чувствуют себя глубоко несчастливыми. А что же такое счастье? Как понять это самим и донести до собственных детей, чтобы они не попадали в группы «Синий кит» и не рисковали в других опасных играх? Давайте вместе подумаем: как понять, что ребенок несчастлив и постараемся исправить ситуацию.
Детский психолог рекомендует: как понять, что подросток несчастлив
Иногда взрослым требуется «переводчик» с подросткового языка на общепонятный. Вот 10 фраз, которые родители часто «не слышат» или понимают неправильно:
- «Вы ущемляете меня в правах!» Фраза означает, что подросток нуждается в поддержке. Ему кажется, что от него слишком много требуют. Иногда подростки произносят такие слова как бы в шутку, но это признак, что вам пора с ним поговорить.
- «Перестаньте на меня давить!» Проблема вовсе не в давлении, а в том, что подросток не понимает, зачем нужно совершать те или иные действия. Пора начать объяснять смысл требований, причем эти объяснения должны быть простыми, глубокими и убедительными.
- «Я не маленький!» Такая фраза должна насторожить родителей, ведь ребенок протестует против несправедливости и/или равнодушия. Он требует права голоса, особенно если речь идет о ситуациях, когда родители ссорятся между собой или что-то запрещают ему. Если подобные слова звучат, стоит еще раз пересмотреть причину, по которой ребенок так отреагировал. Возможно, вы не во всем правы.
- «Я очень крут!» Обратите внимание, эти слова нередко указывают на то, что ребенок чувствует себя ущербным в какой-то сфере и пытается компенсировать это в другой.
- «Он крутой!» Ребенок сообщает, что хочет быть похожим на кого-то из знакомых. Присмотритесь к его представлениям об идеале.
- «Вам наплевать!» Ребенок чувствует себя очень одиноким. Возможно, у него уже появилась своя тайная жизнь, о которой вы пока еще даже не подозреваете. По-настоящему будет плохо, если он начнет играть в «Синий кит» или другую смертельно опасную игру.
- «Мне скучно!» Как правило, детям есть чем заняться, а фраза свидетельствует о том, что ребенку не хватает общения со сверстниками. Возможно, есть трудности в общении или конфликты.
- «Буду депутатом (президентом и т.п.)». Так ребенок говорит о том, что он не знает, кем хочет стать, и это его беспокоит. Он хочет получить определенный статус, но понятия не имеет, как этого добиться. Поговорите с ним о будущем без запугиваний в стиле «Не будешь учиться – станешь дворником», постарайтесь внушить уверенность, что все у него сложится.
- «Я не хочу жить!» Не пугайтесь и не принимайте все слишком буквально, но обратите внимание на фразу такого типа. Ребенок задумался о жизни и смерти, смысле, сути и целях бытия. Вам лучше обсудить это раньше, чем ребенок включится в игру «Синий кит», задания которой ведут к суициду.
- «Вокруг лицемерие!» Подростки склонны делить все на белое и черное, поэтому многие обычные взаимоотношения кажутся им лицемерными. Поговорите с ним об этом, ведь отчаяние от осознания «нечестности» может напрямую толкнуть к суициду или же опосредованно – через игру «Синий кит». Важно убедить ребенка, что вы с ним всегда честны, и он будет чувствовать себя в безопасности.
Если отметите в речи ребенка эти или подобные фразы, вам стоит подумать, как вы можете помочь ему стать счастливее. Первый шаг – общение. Это вовсе не значит, что нужно допрашивать, но поговорить стоит. Если же ребенок закрывается, обратитесь к детскому психологу. Он посоветует, как выстроить более доверительные отношения.
Что же такое счастье и как его можно достичь?
Есть много определений счастья. Если их обобщить, то получим такое: счастье – это состояние удовлетворенности жизнью, позитивные эмоции. Но подобное объяснение может показаться подростку скучным. Его можно упростить: счастье – это хорошее настроение и самочувствие.
Предложите ребенку написать на листе бумаги сферы жизни, которые для него важны и влияют на его настроение.
Обычно в такой список входят:
- самочувствие;
- родители;
- друзья;
- учеба;
- увлечения;
- оценка своей привлекательности (очень важный пункт для подростков, считающих себя «гадкими утятами»!).
Пусть ребенок постарается сделать собственный список, но вы обязательно поучаствуйте в этом. Например, подростки часто пропускают пункт «самочувствие», а ведь именно плохое самочувствие, авитаминоз или усталость могут быть причинами некоторых неудач.
В конце каждого дня можно «ставить оценку» по каждому пункту. Шкалу можно выбрать любую, хорошо подойдет оценивание от 0 до 10 баллов. Пусть в течение определенного срока (неделя, месяц, семестр) ребенок каждый день указывает, насколько он был счастлив. Обсуждайте с ним результаты и вместе анализируйте, как можно «повысить балл» в сфере, которая «хромает».
Разговаривайте со своим ребенком о счастье, смысле, целях жизни. Будьте с ним честны и открыты, ищите ответы вместе. Помните, лучший психолог для ребёнка – это вы.
Но если возникают серьезные трудности, если подросток озвучивает мысли о суициде или не готов открыться, не стесняйтесь обращаться за помощью.
Запишитесь на консультацию в наш психологический центр!