Психологическая помощь, советы психолога чаще всего требуется людям, которые чувствуют себя глубоко несчастливыми. А что же такое счастье? Как понять это самим и донести до собственных детей, чтобы они не попадали в группы «Синий кит» и не рисковали в других опасных играх? Давайте вместе подумаем: как понять, что ребенок несчастлив и постараемся исправить ситуацию.

Детский психолог рекомендует: как понять, что подросток несчастлив

Иногда взрослым требуется «переводчик» с подросткового языка на общепонятный. Вот 10 фраз, которые родители часто «не слышат» или понимают неправильно:

  1. «Вы ущемляете меня в правах!» Фраза означает, что подросток нуждается в поддержке. Ему кажется, что от него слишком много требуют. Иногда подростки произносят такие слова как бы в шутку, но это признак, что вам пора с ним поговорить.
  2. «Перестаньте на меня давить!» Проблема вовсе не в давлении, а в том, что подросток не понимает, зачем нужно совершать те или иные действия. Пора начать объяснять смысл требований, причем эти объяснения должны быть простыми, глубокими и убедительными.
  3. «Я не маленький!» Такая фраза должна насторожить родителей, ведь ребенок протестует против несправедливости и/или равнодушия. Он требует права голоса, особенно если речь идет о ситуациях, когда родители ссорятся между собой или что-то запрещают ему. Если подобные слова звучат, стоит еще раз пересмотреть причину, по которой ребенок так отреагировал. Возможно, вы не во всем правы.
  4. «Я очень крут!» Обратите внимание, эти слова нередко указывают на то, что ребенок чувствует себя ущербным в какой-то сфере и пытается компенсировать это в другой.
  5. «Он крутой!» Ребенок сообщает, что хочет быть похожим на кого-то из знакомых. Присмотритесь к его представлениям об идеале.
  6. «Вам наплевать!» Ребенок чувствует себя очень одиноким. Возможно, у него уже появилась своя тайная жизнь, о которой вы пока еще даже не подозреваете. По-настоящему будет плохо, если он начнет играть в «Синий кит» или другую смертельно опасную игру.
  7. «Мне скучно!» Как правило, детям есть чем заняться, а фраза свидетельствует о том, что ребенку не хватает общения со сверстниками. Возможно, есть трудности в общении или конфликты.
  8. «Буду депутатом (президентом и т.п.)». Так ребенок говорит о том, что он не знает, кем хочет стать, и это его беспокоит. Он хочет получить определенный статус, но понятия не имеет, как этого добиться. Поговорите с ним о будущем без запугиваний в стиле «Не будешь учиться – станешь дворником», постарайтесь внушить уверенность, что все у него сложится.
  9. «Я не хочу жить!» Не пугайтесь и не принимайте все слишком буквально, но обратите внимание на фразу такого типа. Ребенок задумался о жизни и смерти, смысле, сути и целях бытия. Вам лучше обсудить это раньше, чем ребенок включится в игру «Синий кит», задания которой ведут к суициду.
  10. «Вокруг лицемерие!» Подростки склонны делить все на белое и черное, поэтому многие обычные взаимоотношения кажутся им лицемерными. Поговорите с ним об этом, ведь отчаяние от осознания «нечестности» может напрямую толкнуть к суициду или же опосредованно – через игру «Синий кит». Важно убедить ребенка, что вы с ним всегда честны, и он будет чувствовать себя в безопасности.

Если отметите в речи ребенка эти или подобные фразы, вам стоит подумать, как вы можете помочь ему стать счастливее. Первый шаг – общение. Это вовсе не значит, что нужно допрашивать, но поговорить стоит. Если же ребенок закрывается, обратитесь к детскому психологу. Он посоветует, как выстроить более доверительные отношения.

Что же такое счастье и как его можно достичь?

Есть много определений счастья. Если их обобщить, то получим такое: счастье – это состояние удовлетворенности жизнью, позитивные эмоции. Но подобное объяснение может показаться подростку скучным. Его можно упростить: счастье – это хорошее настроение и самочувствие.

Если видите, что ваш ребенок страдает, замыкается в себе, обратитесь за психологической помощью. Если же он идет на контакт, готов обсуждать с вами свои проблемы, а еще лучше – экспериментировать, то есть возможность «измерить» счастье в полуигровой форме.

Предложите ребенку написать на листе бумаги сферы жизни, которые для него важны и влияют на его настроение.

Обычно в такой список входят:

  • самочувствие;
  • родители;
  • друзья;
  • учеба;
  • увлечения;
  • оценка своей привлекательности (очень важный пункт для подростков, считающих себя «гадкими утятами»!).

Пусть ребенок постарается сделать собственный список, но вы обязательно поучаствуйте в этом. Например, подростки часто пропускают пункт «самочувствие», а ведь именно плохое самочувствие, авитаминоз или усталость могут быть причинами некоторых неудач.

В конце каждого дня можно «ставить оценку» по каждому пункту. Шкалу можно выбрать любую, хорошо подойдет оценивание от 0 до 10 баллов. Пусть в течение определенного срока (неделя, месяц, семестр) ребенок каждый день указывает, насколько он был счастлив. Обсуждайте с ним результаты и вместе анализируйте, как можно «повысить балл» в сфере, которая «хромает».

Важно! Подводя ребенка к мысли о понятности и измеримости счастья, вы учите его не зацикливаться на проблемах. Ставя оценку, он получает не только стимул к достижению больших успехов, но и навыки целеполагания, анализа, а главное – уверенность в том, что он счастлив всегда, просто в разной степени. Это бесценно!

Разговаривайте со своим ребенком о счастье, смысле, целях жизни. Будьте с ним честны и открыты, ищите ответы вместе. Помните, лучший психолог для ребёнка – это вы.

Но если возникают серьезные трудности, если подросток озвучивает мысли о суициде или не готов открыться, не стесняйтесь обращаться за помощью.

Запишитесь на консультацию в наш психологический центр!