Советы подросткового психолога: подросток и учеба

Подростковый возраст – очень сложный период в жизни ребенка и родителей. Многие родители не в силах помочь подростку, договориться со своим подростком, в ход идут и угрозы, и манипуляции, и шантаж, причем с обеих сторон. Особенно больная тема – это учеба.

Подсказки родителям о процессе обучения подростков

Есть ли более корректные и приемлемые способы выстроить договоренности с подростком по поводу обучения?

Предлагаем подсказки, которые, мы надеемся, помогут родителям, дети которых учатся в средних и старших классах, посмотреть на процесс обучения детей под другим углом и найти со своим подростком общий язык.

Начало нового учебного года – это определенный стресс для детей и родителей, которые с грустью вспоминают ушедшее лето и уже представляют себе картину, которая их ждет каждое утро:

Подросток и обучение в школе - советы психолога

  • Быстрее вставай, опоздаешь!
  • Бегом завтракать!
  • Мама, где мои колготки/носки?
  • А ты физику повторил? Опять двойку получишь!
  • Слушай учителя на уроке.
  • Что его слушать, он говорит тихо, и вообще ничего не понятно, и т.д.

Знакомая картина? Чем мы, родители, можем помочь своему школьнику и себе заодно? Давайте разбираться.

1 Домашние задания с подростком

Подросток и обучение в школе - советы психолога

Чем взрослее ребенок, тем больше у него школьная нагрузка и меньше свободного времени. Конечно, такая ситуация напрягает и подростка, у которого на первом месте общение с друзьями, и родителей, которые переживают за его успеваемость и поведение.

Подростки к старшим классам хорошо изучили «повадки» учителей и точно знают, кто практически не проверяет домашние задания, а кто читает каждое слово в твоей тетради, кому важно, точное воспроизведение материала из учебника, а кто из учителей ценит в учениках умение мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение.

Что следует из этой стратегии?

Что требовать идеального выполнения домашней работы по всем школьным предметам совершенно не нужно. Выполнение всего на 100% — это выбор человек, который стремиться быть идеальным, старается всем угодить, взваливает на свои плечи непосильный груз. И живет с чувством неудовлетворенности и собственной никчемности.

Наш организм имеет определенные ограничения, что спасает нас от перегрузок и срывов, это учит расставлять приоритеты, понимать, что сейчас более важно и на чем надо сосредоточиться в первую очередь.

Вот пусть ваш старшеклассник сам и решает, какие предметы для него важнее и им нужно уделить больше внимания, а для каких достаточно лишь поверхностного изучения.

Это дает возможность подростку получить свой собственный опыт, учиться на своих ошибках.

2 Учитывайте интересы и способности подростка

Подросток и обучение в школе - советы психолога

Чтобы у вашего подростка не сложилось мнение, что вы его любите лишь за какие-либо достижения, не стоит акцентировать свое внимание только на его оценках.

  • Интересуйтесь чем-то еще, кроме учебы.
  • Расспросите, как прошел его, день,
  • что нового у его друзей,
  • откликайтесь на его просьбы посмотреть смешные видео в «тик-ток»,
  • посмотрите с ним какой-нибудь фильм,
  • отслеживайте его жизнь в социальных сетях, для этого заведите себе страничку и «лайкайте» его фото, сторис и посты. Этим вы покажете, что вам интересно все, чем живет ваш ребенок, что вы его понимаете и принимаете. Главное, не проявлять негатива и не говорить или писать под постами и фото фразы «Что за дурацкая фотография/статус». Оставьте это мнение при себе.

3 Грамотно распределяйте нагрузку ребенка

Подросток и обучение в школе - советы психолога

Важно, чтобы у подростка был разумный баланс умственных физических нагрузок. Следите за сочетанием общей школьной нагрузки с учетом домашних заданий, а также кружков, секций и дополнительных занятий, которые посещает ребенок.

Многие родители уверены, что если их сын или дочь будут все время чем-то заняты, то у них просто не останется времени на глупости.

Это совершенно ошибочная точка зрения. Нет такого подростка, которому большая занятость помешала попробовать покурить или глотнуть пива.

А вот получить синдром хронической усталости или впасть в апатию от чрезмерной занятости, которую пытаются обеспечить подростку чересчур заботливые родители, подросток вполне может.

3 Двойные стандарты – неверная стратегия

Подросток и обучение в школе - советы психолога

Личный пример – это лучший способ воспитания ребенка вообще, а подростка в частности. Довольно часто родители требуют от своего ребенка-подростка отложить в сторону телефон и заняться чем-то полезным.
  • И тут возникает вопрос: «А вы вечером после работы разве не сидите в социальных сетях?».
  • Но тут могут поступить возражения: «Я отдыхаю, я после работы!».
  • Но так и ребенок отдыхает, учеба – это тоже труд и весьма тяжелый.
  • Или другой пример. Как можно требовать от ребенка почитать книгу, если вы сами их в руки не берете, в лучшем случае журнал полистаете. Да и в детстве вы своему малышу особо не читали.
Все, что вы хотите видеть в своем ребенке, следует показывать только личным примером.

Создавайте ему возможности, но всегда оставляйте за подростком право выбора, чем заниматься и что делать. Ведь ему не может нравиться все то, что нравится вам.

5 Отделяйте себя от ребенка в процессе учебы

Многие родители грешат излишней идентификацией себя со своим ребенком. От таких взрослых часто слышишь местоимение «Мы»: «Мы учим уроки», «Мы прогуливаем школу», «Мы плохо учимся» и пр. Странно звучит.

Возникает закономерный вопрос: «Вы тоже не учитесь и прогуливаете уроки?». Старайтесь воспринимать учебу как личный процесс вашего подростка. Подростковые проблемы могут показаться многим взрослым смешными и никчемными, а вот учеба – это главное.

На самом деле для любого подростка гораздо важнее вскочивший так некстати прыщ на носу, а не выученные уроки.

  • Больше разговаривайте со своим ребенком, спрашивайте причину происшедшего, а не давайте оценку.
  • Поинтересуйтесь, почему не выучены уроки, пропущено занятие у репетитора и пр.
  • Услышьте, что говорит вам ваш ребенок, даже если ответ вам не нравится, постарайтесь принять его.
  • Вспомните себя, на всех ли предметах вам было интересно или может на каких-то уроках вы просто умирали от скуки?
  • Поэтому не стоит начинать читать мораль подростку о необходимости получения знаний и важности образования для будущей жизни. Ваш ребенок это и так знает.
  • Просто поставьте себя на его место, поймите, что он чувствует.

Это поможет установить доверительный контакт с ребенком, а там и о важности учебы можно поговорить.

Ведь если подросток увидит и поймет, что вы его не принимаете, не понимаете его чувств, то он ничем и не будет с вами делиться.

6 У ребенка тоже есть ответственность

Когда ребенок вступает в подростковый период или находится на его границе, после 11 – 12 лет, не стоит делать с ним уроки, откладывая свои дела на потом.

Как правило, такое выполнение домашнего задания сопровождается криками и обидами. Определитесь уже, кому нужно учиться вам или вашему ребенку. Пусть учеба с этого времени станет его зоной ответственности.

Это ему необходимы знания, ему нужны оценки, ему выбирать будущую профессию и поступать в соответствующее учебное заведение.

Обговорите это со своим сыном или дочерью. Скажите, что теперь вы не будете проверять домашние задания, контролировать их выполнение и собирать рюкзак в школу. Теперь это его задача и его ответственность.

Это улучшит эмоциональный климат в семье, что очень важно и приучит вашего подростка к самостоятельности.

7 Отслеживайте настроение ребенка

Подросток и обучение в школе - советы психолога

Обращайте внимание на эмоциональное состояние своего подростка. Если несколько дней он ходит темнее тучи, то спросите у него, что случилось.

Может, возникли проблемы с кем-то из учителей, поссорился с лучшим другом, а может, случилась первая любовь. Проявите участие.

Но не устраивайте допрос с пристрастием, просто скажите, что с вами можно поговорить о любой проблеме, вы постараетесь понять и поможете найти верное решение.

8 Разговаривайте со своим ребенком о будущем

  • Уже в старших классах начинайте разговаривать с подростком о будущем, о дальнейших жизненных перспективах.
  • Определите с ним какой у него средний бал, подумайте и порассуждайте, на какие профессии он может рассчитывать, конечно, с учетом его желаний и возможностей.
  • Обратите внимание ребенка, что есть и рабочие профессии, которые требуют физического труда, но они тоже важны и почетны.
  • Не рассказывайте страшных историй про тяжелый труд поваров и строителей. Как правило, такие специальности не являются пределом мечтаний подростков, поэтому спокойный разговор о них, послужит дополнительной мотивацией, чтобы подтянуть физику или иностранный язык.
  • Но самое главное ребенок должен понимать, что вы любите его независимо от его успеваемости в школе или выбранной профессии.

Может сложиться впечатление, что родители должны принимать и понимать любое мнение и желание своего ребенка, стараться не отказывать ему ни в чем, чтобы не травмировать его психику.

Вовсе нет! Родители в любой ситуации должны оставаться взрослыми, выставлять разумные границы для своего ребенка и требовать их соблюдения.

Подросток должен понимать, что рядом с ним есть взрослый, который всегда его поймет и поддержит, если что-то пойдет не так. А только потом будет читать мораль, если возникнет необходимость.

Еще один важный момент, следует обозначить своему ребенку, как долго вы готовы его поддерживать, когда он начнет жить самостоятельно.

Вы же помните, что лучше стать счастливым поваром-кондитером или профессиональным гитаристом, чем заниматься нелюбимой, но востребованной и модной в обществе работой.

Важно понимать и родителям, и детям, что когда выбор делается осознанно, то подростку хочется вкладывать в это дело все свои силы и старания, а родителю помогать ему в этом.

Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мирев психологических хитросплетениях своих семейных связейв проблемах воспитания детей или в отношениях с подросткамиобращайтесь к нам.

Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.

Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.

Звоните! Даже если и не хочется! А ведь надо. Звоните, приходите, решим ваш вопрос вместе и… поверьте, поможет. Как помогло этим людям, кто сомневался, но пришёл.