Как мотивировать ребенка на учебу и… жизнь

Консультации детского психолога в Саратове

Любое желание сдвинется с «мертвой точки», если у нас есть 100% мотивация его исполнить. Любое действие человека должно побуждаться, мотивироваться.

Это и есть основная причина того, что мы стремимся достичь поставленной цели, даже если на нашем пути много трудностей.

О том, как замотивировать взрослого, психологами написано много трудов, т.к. считается, что мотивация имеет большое значение во взрослой жизни. Однако, она важна в любом возрасте. В статье разберемся о роли мотивации в жизни детей.

Мотивация детей – будьте осторожны в выборе методов

Как развивать мотивацию у детей. Советы психолога в Саратове

Что касается мотивации действий и поступков, то дети, в этом случае, мало чем отличаются от взрослых. Им тоже необходима мотивация в учебе, деятельности, развитии, получении новых знаний и преодолении трудностей.

Детям мало что-то сказать сделать, поручить или даже приказать. Так поступают некоторые родители, например, заставляя ребенка делать уроки, силой своего авторитета.

Это не породит мотивацию к действию. Напротив, такой подход в родительском воспитании, основанный на давлении, только разрушает мотивацию ребенка, хотя может иметь временный эффект.

Общаясь с ребенком в приказном тоне, родители убивают его внутреннюю мотивацию, которая обеспечивает вовлечение в учебную, трудовую и иную деятельность по собственному желанию, благодаря чувству ответственности и воли.

Такой псевдомотивационный подход к развитию и воспитанию ребенка уничтожает его реальные мотивы. В итоге эффект от таких воспитательных стратегий совершенно обратный: родители получают ребенка, которому ничего не интересно и ничего не хочется.

От таких родителей нередко можно услышать фразы: «Сколько не стой над ним во время уроков, все равно ничего не хочет делать», «Очень способный ребенок, но такой ленивый», «Ни к чему не стремится, ничем не интересуется».  Поэтому вопрос: «Как мотивировать детей?» — психологи чаще всего слышат от родителей.

Советы родителям для развития мотивации детей

Как развивать мотивацию у детей. Советы психолога в Саратове

Задача родителей в этом вопросе очень проста: они должны поощрять своего ребенка и поддерживать в его действиях. Это будет способствовать формированию и развитию инициативы и его внутренней мотивации.

А еще, стараться не допускать таких действий и ситуаций, где проявление такой мотивации недопустимо. Ведь дети очень любознательны и любопытны, им свойственно проявлять интерес ко всему неизведанному.

Их естественным любопытством как раз и должны пользоваться родители, мотивируя ребенка к учебе, преодолению трудностей, получению новых знаний, умений и навыков.

Тактика принятия, уважение к ребенку, одобрение его действий – все это работает на развитие мотивации у детей. Однако, некоторые родители негативные методы, которые рушат мотивацию ребенка, воспринимают, наоборот, как укрепляющие ее стратегии, и активно применяют их в процессе воспитания.

Методы воспитания, разрушающие мотивацию детей

Как развивать мотивацию у детей. Советы психолога в Саратове

Остановимся на самых сильных методах, которые способны разрушить мотивацию ребенка, расскажем об их отличительных особенностях, чтобы вы не путали их с поддержкой и поощрением.

Итак, что сильно разрушает мотивацию ребенка

1. Награды

  • Как не удивительно, но награды разрушают мотивы детей к действиям. Часто можно услышать от родителей: «Выполнишь все задания по математике, тогда получишь карманные деньги».
  • Как результат, дети начинают делать что-то, например, уроки, только ради награды. Это ложная мотивация, она не имеет ничего общего со стратегией признания.
  • Уважение и искреннее восхищение родителей теми стараниями и действиями, которые ребенок вкладывает в тот или иной процесс, более эффективный метод развития мотивации.

2. Наказание

  • Наказание – это демотиватор, оно приводит к тому, что дети выполняют задание только с целью избежать наказания.
  • Внутренней мотивации в этом случае вообще нет.
  • Здесь важно, чтобы родители не путали наказания с последствиями, которые происходят после каких-либо действий.
  • Последствия – это прямой результат действий, который случится в любом случае.
  • А наказание – нет. Например, «Не будет сделано домашнее задания, значит, пойдешь в школу неподготовленным и рискуешь получить двойку» — это последствия. А вот фраза: «Не выполнишь домашнее задание, то не будешь смотреть телевизор» — это наказание.

3. Чувство вины

  • Довольно часто родители путают вызванную вину с чувством ответственности.
  • Вина – это своего рода эмоциональное наказание, оно враг мотивации.
  • А ответственность – это своеобразная технология, которая помогает ребенку совершать действия, осознавая их последствия.

4. Шантаж и угрозы

Еще один вид демотиватора, который работает, как и наказание, поэтому провоцируют появление страха, заменяющего мотивацию.

5. Отсутствие смысла и целей в действии

  • Дети не любят делать что-то, если не видят в этом смысла, как и взрослые. И если они вынуждены делать то, в чем не видят смысла, например, перерисовывание какой-либо таблицы из учебника «Истории» в тетрадь, то, что не удивительно, это способствует у них возникновению гнева и разочарования в действиях. Им жалко потерянного времени, и они правы.
  • Такая же ситуация может сложиться и у взрослого, который не понимает, зачем нужно переносить данные из одной компьютерной программы в другую. Необходимость и важность таких действий известна только начальнику, который не удосужился объяснить это подчиненному. Если бы это случилось, то работник более ответственно отнесся к достаточно утомительной работе и не рассматривал ее как неблагодарный и никому не нужный процесс.
  • Дети в этом случае ничем не отличаются от взрослых. Они берутся за дело с удовольствием, если знают, зачем они это делают и видят в этом смысл. А раскрыть им этот смысл как раз и должны взрослые.
  • Однако, мотивировать тоже следует правильно. Фраза: «Очень важно знать английский, иначе ты не найдешь хорошей работы», — не имеет смысла для ребенка. Он еще мал, чтобы предусмотреть возможные результаты такой перспективы в своей жизни.
  • Но если родитель скажет, что следует знать английский, чтобы прочитать инструкцию к новой компьютерной игре, которую прислали родственники из Америк, то такой мотиватор будет иметь большую силу.

6. Действия нечестного характера по отношению к ребенку

  • Это так называемая «технология двойных стандартов» в поведении взрослых и родителей, в первую очередь.
  • Довольно часто взрослые считают, что только у них может быть плохой день, только они могут устать и имеют право иногда расслабиться.
  • А вот у ребенка такого, по их мнению, просто быть не может. Такие родители часто требуют от детей отличного физического и психоэмоционального состояния, а также 100% безотказности.
  • Нечестным поведением будет считаться и тот факт, если родители нарушили данное ребенку слово.

7. Задания непонятного толка

  • Такого рода задания вызывают у детей только одну реакцию: «Как я могу это сделать, если я не понимаю, что нужно делать?». Детям важно понимать «Зачем?» и «Для чего?», это и является первым шагом к выполнению задания. Объяснить это должны именно взрослые.

8. Уничтожение чувства собственного достоинства у ребенка

  • Это достигается простыми приемами, которыми часто пользуются родители. Например, сравнение своего ребенка с кем-либо, не в его пользу, игнорирование его проблем и интересов, негативное оценивание его личностных качеств («Ты – лентяй», «Анна делает это лучше, чем ты» и пр.).
  • Все это приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание что-либо предпринимать, чтобы справиться с определенной задачи и достичь цели.
  • Не менее разрушительным является поведение родителей по отношению к детям, когда их цели и интересы считаются более значимыми и важными и ставятся на первое место.
  • При этом совершенно игнорируется то, что важно для ребенка.

9. Давление на ребенка

Такая стратегия предполагает много вариантов: угрозы, спешка, не экологичная конкуренция, шантаж, а также наказания и награды. Все это демотиваторы в процессе развития ребенка.

10. Дамоклов меч неудач и страха

Неудачи и страх, а также неуверенность в собственных силах значительно тормозят развитие детей, формируют у них боязнь перед всем новым.

11. Поблажки и выручка

  • Такие воспитательные стратегии не явно, а завуалировано рушат чувство собственного достоинства ребенка.
  • Эти действия со стороны родителей дают детям возможность полениться и снимают с них любую ответственность.
  • Но кроме того, они несут скрытую информацию в адрес ребенка: «У тебя ничего не получится, я сделаю намного лучше. Ты ни к чему не пригоден».

12. Родители не проявляют понимания и эмпатии к своему ребенку

  • Если взрослым позволено иметь слабости, то и у детей они тоже есть. Это нормально.
  • Нежелание или полное непринятие какого-либо дела или действия может быть вызвано состоянием тревожности и стресса, плохим самочувствием у ребенка.
  • А родители нередко принимают это за лень и неуважение.

Совет родителям: развитие мотивации детей  — в ваших руках

  • Чтобы избежать неприятностей в отношениях с детьми следует иметь представление обо всех подводных камнях, которые могут встретиться в процессе воспитания и избегать их.
  • Но можно поступить проще. Действия родителей должны базироваться на эмпатии.
  • Не стоит совершать в отношении детей такие действия, которые были бы неприятны вам самим.
  • Но если все же неприятность случилась, и вы допустили ошибку, не мучайтесь чувством вины.
  • Просто замените вину на ответственность и извинитесь перед своим ребенком, поговорив с ним по душам.

Если вы хотите разобраться в своем внутреннем мире, в психологических хитросплетениях своих семейных связей, в проблемах воспитания детей или в отношениях с подростками, обращайтесь к нам.

Психологи Центра «Радость Жизни» с удовольствием помогу вам профессиональным советом, консультацией, рекомендациями.

Отзывы клиентов нашего центра – яркое тому подтверждение.

Звоните!